середу, вересня 14

Черный бизнес АТО: как на контрабанде оружия зарабатывают миллиарды

За два года войны на Донбассе количество оружия на черном рынке выросла в несколько раз. В Интернете можно купить все, чего душа желает, - от взрывчатки до пулемета. Politeka провела собственное расследование, чтобы выяснить, как и куда вывозят оружие из АТО, за сколько каждый желающий может приобрести автомат Калашникова и почему украинцы отказываются разоружаться
«Цены на нелегальное оружие от начала военного конфликта на Востоке снизились вдвое. Сейчас по 4 тысячи гривен можно купить пистолет Макарова, а за 8000 — автомат», — рассказал депутат Луцкого городского совета, волонтер Николай Собуцкий. Сообщает http://politeka.net/

— Как оружие из зоны боевых действий попадает на мирные территории?

— Привести оружие из АТО не сложно. Десятки раз ездил в АТО как волонтер. На КПП наши вещи проверяли редко. Авто осматривали через раз. Так и с машинами других волонтеров. Они туда везут продукты, а назад спокойно провозят оружие.

Ребята могут подарить или продать гранату, патроны. В бусе за обшивкой реально спрятать до десятка автоматов. Часто вывозят трофейное оружие. Много осталось после Илловайского котла.

Привозил с войны тела погибших военных. Находил оружие как на месте боев, так и среди личных вещей мертвых солдат.

Зона АТО делится на секторы. Между ними свои пароли. Но стандартный — «Путин ху..ло». Сказал — едешь дальше. С тем лозунгом о Путине можно было добраться в любую точку и вернуться не с пустыми руками. Многие притворялся волонтерами.

aShIaop_Mao

— Почему машины, которые пересекают линию разграничения, не проверяют на блокпостах?

— Ключевая проблема — нет сканеров. На блокпостах делают только поверхностный осмотр. И то не всегда. Пистолет или автомат можно без проблем провести и через блокпосты перед Днепром и Киевом. Они — не действенны. Нет даже собак, которые были бы обучены искать оружие.

Нелегального оружия сейчас валом. Месяц назад на трассе взорвали машину ребят из «Торнадо». Взрывное устройство, вероятно, было в багажнике.

Вспомните события в Мукачево с «Правым сектором» (11 июля 2015 в Мукачево, Закарпатской области, произошла перестрелка между представителями «Правого сектора» и охранниками экс-регионала Ланьо, — ред.). И это в 50 километрах от границы с Евросоюзом! Всюду задействовали оружие, которое должно использоваться в АТО.

Европа часто обвиняет Украину в потоке оружия. Нельзя отрицать, что трофейные пистолеты с АТО не едут за пределы Украины на продажу в ЕС. Нашли же с Румынией канал, по которому поставляли сигареты. Что же помешало отправлять туда же нелегальное оружие? Запросто.

— Сколько оружия на руках у людей?

— Очень много. Во время добровольного месячника сдачи оружия, который с 1 по 31 июля проходил в Луцке, в территориальные органы полиции добровольно сдали 14 единиц гладкоствольного оружия, 9 газовых пистолетов, 12 боеприпасов к оружию армейских образцов, 2 единицы травматического оружия, снаряд и гранату. Сдает примерно один процент ее владельцев. Количество сданного надо умножать минимум на 100.

— Стоит ли принимать закон о разрешении носить нарезное оружие?

— У нас вооружаются не бандиты, а простые украинцы. Причина — сложная социальная ситуация. Все хотят чувствовать себя защищенным.

С принятием закона многие сдали бы оружие, которое купили на черном рынке и приобрели бы себе официальное, чтобы не иметь потом проблем. Также если граждане будут иметь на руках зарегистрированное оружие, можно будет делать пункты территориальной обороны в случае военной агрессии России.

Однако в нынешних условиях ношение оружия не узаконят. Бойцы возвращаются из АТО, а здесь — ничего не меняется. Власть боится, что будут расправы. Но надо помнить, что Януковича сняли с деревянными дубинками и касками.

— Не станут ли расправы на улицах повседневной практикой, если позволить всем желающим носить пистолеты?

— Такие риски есть. Но этого можно избежать, если искоренит коррупцию в больницах, где за деньги даже маньяк может купить разрешение, что он психически здоров.

Может, есть смысл отдать систему, которая регулирует продажу оружия, в частные руки? Тогда хоть фирмы, которые будут давать такое разрешение, будут нести ответственность за это.
Если маньяк зайдет в школу и расстреляет кого-то, как это иногда случается в Америке, то за это потом должен быть наказан тот, кто дал ему право владеть оружием. У нас нет законодательства о ношение короткоствольного оружия. Разрешено иметь переработанный автомат Калашник. И как мы можем себя защитить с длинноствольных охотничьим ружьем? Не будешь же ты его носить за собой.

Также можно купить травмат. Он после выстрела на близком расстоянии убивает, а если стрелять издалека — даже не причинит вреда злоумышленнику.

Милиция должна быть заинтересована в легализации оружия. Если убийство совершено с нелегального пистолета, то вычислить убийцу трудно. А когда оружие зарегистрировано, можно будет определить владельца и наказать виновника.

Замечу, что каждый ствол индивидуален, а пули — как отпечатки пальцев. На оружии, завезенной из АТО, серию и номер сбивают.

— Демобилизованные часто привозят для себя оружие?

— Вот возвращается парень с АТО. Везет с собой гранату, чтобы похвастаться перед друзьями. А потом не знает, куда ее девать. В милицию нести боится. Может выбросить, а найдет ее кто-то неадекватный — продаст за вознаграждение или применит.

Как мне известно, в Луцке возбуждено два уголовных дела по продаже оружия. Месячник добровольной сдачи оружия является неэффективным, потому что приносят только охотничье или травматическое оружие и боеприпасы. Ввезенную с Востока никто не несет. Хотя за добровольную сдачу оружия не предусмотрено уголовной ответственности.

Поэтому было бы лучше, чтобы государство выкупало оружие у населения. Вот завалялись сто патронов у военного, вернувшегося из АТО. Чтобы не продавал криминалитетам, лучше пусть сдаст государству за деньги.

Поднял этот вопрос на сессии. Все надо мной смеялись. Но я не отступлю от своей идеи. Теперь буду делать все, чтобы воплотить ее в жизнь. Нельзя же жить по правилам Советского Союза. У нас за 25 лет независимости не было принято никаких законов о вооружении населения. Депутатам эти законы не надо. Инициативу должно выдвигать и поддерживать население.

— И какие же расценки государство должно выставить, чтобы люди понесли сдавать оружие в полицию?

— Цена должна быть ниже конкурентной. Представим, что я сдаю автомат. Если он официально чистый, привезенный из зоны АТО и не был задействован в разбоях, государство его выкупает. Тогда везет на завод «Маяк» в Киев, где его перерабатывают на охотничий. А потом государство это продает, возвращает свои средства и даже зарабатывает сверху.

— Как работают продавцы оружия на черном рынке?

— Встречи с покупателем может даже не быть. Продавцы сейчас очень продвинуты — торгуют в интернете. Половину оплаты ждут на банковскую карточку, обычно оформленную на другого человека.

Покупатель получает часть оружия, которое не может самостоятельно использоваться. Например, автомат без затвора. Когда отправляет оставшуюся сумму и взамен получает необходимую часть автомата. В итоге — выйти на такого продавца правоохранительным органам крайне трудно.

— А как насчет оружия времен Второй мировой войны, его много на рынке?

— В Украине черная археология очень развита. Сейчас нет проблемы приобрести металоискатель. Бэушный можно купить за 50 долларов, новый — за 150. Все это промысел поддерживают те политики, которые ездят и скупают старое оружие. Плевать всем на законодательство.

Покупателям предлагают экземпляры Первой и Второй мировых войн. Но оружие, которое 50 лет пролежало в земле, имеет ржавые каналы. Ты заряжаешься боевой патрон, а ствол может раскрыться как розочка.

Конечно, есть экспонаты, которые хорошо стреляют. Но я бы не рисковал. Это оружие неизвестного действия.

— Как бороться с контрабандистами среди военных?

— Если контрабандой занимается военный, имеющий льготы и награды, то всего надо лишить. Это будет справедливое наказание. Можно конфисковывать имущество, если он торгует оружием и зарабатывает на этом деньги.

Оружие из АТО вывозят демобилизованные бойцы и волонтеры

Больше всего объявлений о продаже нелегального оружия из Киевской, Запорожской, Днепропетровский и Житомирской областей.

Телефонов продавцы не выставляют. Есть только электронная почта. Цены на товар указывают крайне редко. Чаще всего под описанием к пистолету или автомата пишут «Цена договорная». За две недели расследования ни один из продавцов даже конфиденциально не согласился открыть секреты прибыльного бизнеса.

«В Украине нет специального закона, который бы регламентировал приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия», — считает демобилизован боец ​​Дмитрий. Из АТО он вернулся два месяца назад. Некоторое время служил на одном из контрольно-пропускных пунктов на линии разграничения.

«За ношение, хранение, приобретение и сбыт огнестрельного оружия, взрывчатки и боеприпасов могут лишить свободы на срок от 3 до 12 лет. Надо увеличить срок и ввести конфискацию имущества. Ибо бизнес приносит колоссальные заработки. Возьмем в качестве примера заместителя командира 53-й мехбригады, которого СБУ задержало за торговлю оружием. За июнь-июль этого года он продал более 5000 единиц боеприпасов, среди которых патроны, гранаты РГД-5. Заработал более 60 000 гривен. Министр обороны Степан Полторак принял решение разжаловать его до рядового и освободить со службы в Вооруженных Силах. Дадут ему 3-7 лет. Но кого ты таким сроком испугаешь? Людей, которые зарабатывают на этом сотни тысяч долларов?», — говорит Дмитрий.

По его словам, ему приходилось задерживать волонтеров и военных, которые пытались вернуться с войны с трофейным оружием.

«Не раз останавливали ребят из АТО, которые вывозили стволы и гранаты в сумках. Часть оружия военные просто списывают. Особенно во время обстрела. Как такую, которая была уничтожена в бою. Доказать что-то нереально. Больше всего — трофейное, которое отобрали у сепаратистов. У военного, который ехал из АТО в отпуск, нашли среди вещей полкилограмма тротила. Говорил, что везет домой для личных нужд. У волонтера из Харькова изъяли пистолет Макарова», — рассказал парень.

Также он сообщил, что в Киеве регулярно обнаруживают склады с боеприпасами из АТО.

«Запасы находят в гаражах, на балконах, в сараях, на дачах. А кто-то везет взрывчатку в поезде. Под угрозу попадают все его соседи или пассажиры, ведь что-то может рвануть в любой момент», — отметил демобилизованый военный.

Контрабанда оружия в Украине будет продолжаться и после того, как война закончится, убежден Дмитрий. На руках у населения останутся миллионы единиц оружия.

К примеру, в феврале СБУ остановили возле Киева БМП, в котором было 85 килограммов взрывчатки, 29 противотанковых мин, 480 ручных гранат и даже противотанковый гранатомет.

«Полиция и спецслужбы еженедельно сообщают о выявленном тайнике с автоматами Калашникова, взрывчаткой и даже гранатометами, завезенными из АТО. Много оружия на черном рынке продают сами сепаратисты. Их командование часто обнаруживает нехватку боеприпасов и стрелкового оружия», — отмечает Дмитрий.

Самое страшное, что оружие очень быстро развозится по всей Украине.

«На Житомирщине мужчина через интернет продавал пулемет «Максим»за $ 5 тысяч. В квартире было три автомата АКМС-У, пистолет-пулемет «Томпсона», ручной пулемет «Дегтярева»и два пистолета «Макарова. В пригороде Хмельницкого в лесополосе СБУ нашла тайник с двумя противотанковыми минами, 30 патронами калибра 5.45 мм, самодельным взрывным устройством и электродетонатором к нему», — добавляет «атошник».