четвер, квітня 9

Децентрализация в Украине будет проводиться по примеру Польши


Децентрализация – одна из самых животрепещущих тем для Украины.
Именно о децентрализации шла речь на Майдане. Вопрос децентрализации власти особо отмечен в Минском протоколе.
 Понятие децентрализации подразумевает передачу функций управления от центральных органов власти местным органам. Впервые это понятие вошло в обиход в начале XIX века после Великой Французской революции. Интересно, что один из теоретиков анархизма Пьер Жозеф Прудон ставил знак равенства между понятиями децентрализации и политической федерации.
 Однако Президент Украины Пётр Порошенко полностью исключает федерализацию Украины, об этом он не раз заявлял после заключения Минских соглашений. "Ни о какой федерализации в протоколе речь не идёт", - подчёркивает Президент. Порошенко утверждает, что протокол предусматривает восстановление целостности и сохранение суверенитета Украины. Глава украинского государства настаивает: Украина остаётся унитарной, с единым государственным языком – украинским. Порошенко готов провести в Украине референдум по вопросу государственного устройства. "Идея федерализации - это как инфекция, биологическое оружие, которое Украине пытаются навязать из-за границы.
 Её бациллами пытаются поразить Украину и разрушить наше единство», - убеждён Президент. Большинство населения Украины единодушны в этом со своим президентом. Это подтверждают и результаты соцопроса, проведённого в начале этого года социологической службой Ukrainian Sociology Service. Согласно полученным данным, лишь 7% украинцев верят, что федерализация может разрешить конфликт в стране. Согласно заявлению премьер-министра Украины Арсения Яценюка, именно польский опыт будет перенимать Украина, осуществляя децентрализацию власти.
 Именно благодаря своей политической реформе Польша смогла стать одной из ключевых фигур в Евросоюзе, замечает глава украинского правительства. По словам народного депутата от партии «Удар» Оксаны Юринец, поляки готовы помогать Украине своим опытом и советами в осуществлении политического реформирования по принципу децентрализации. В Польше процесс децентрализации не был гладким и лёгким, но то, чего достигла эта страна, вдохновляет на решительные действия. Начался процесс децентрализации в Польше в далёком 1989 году. Тогда новое польское государство решительно ликвидировало пять главных государственных монополий, тормозивших его развитие. Политическую монополию разрушили первые демократические выборы в 1990 году.
 В этом же году отказались и от советского принципа демократического централизма, разрушив тем самым управленческую монополию, то есть было уничтожено вертикальное подчинение нижестоящих органов управления – вышестоящим. Также была отменена государственная монополия собственности и установлены разнообразные её формы, при этом органам местного самоуправления были переданы в собственность земля, недвижимость и оборудование. Была ликвидирована и четвёртая, финансовая монополия государства. Органы местного самоуправления смогли самостоятельно распоряжаться своими деньгами. Пятой монополией, которая была разрушена, была административная монополия. В одночасье 27 мая 1990 года более ста тысяч человек в Польше превратились из государственных служащих в муниципальных.
 Одновременно происходили существенные изменения в польском законодательстве. Существенные преобразилось тогда и польское административно-территориальное устройство – из 49 воеводств остались лишь 16, то есть фактически произошло существенное укрупнение субъектов с целью оптимизации самоуправления. Всё это сопровождалось передачей полномочий из центра на места. И теперь польские органы самоуправления самостоятельно распоряжаются всеми своими средствами, неся за это полную ответственность. На местах решают, на что потратить бюджетные финансы – на ремонт ли дорог, строительство больниц и школ или иные цели. Сегодня поляки признают, что прошли нелёгкий, но результативный путь. 




Джерело: http://strana.in.ua/