По мнению президента Польши, только широкая коалиция стран-соседей Украины может стать залогом наступления мира на Донбассе. Чем это может обернуться для Украины?
Переговоры об установлении мира на Донбассе проходят в двух форматах: в "нормандском формате" – с участием лидеров Украины, Германии, Франции и России и формате трехсторонней контактной группы – Украина, Россия, ОБСЕ.
Однако новый президент Польши Анджей Дуда заявил, что в переговорах по Донбассу должны участвовать все соседи Украины. По его мнению, долгосрочное мирное решение конфликта может быть достигнуто только с участием Польши и других соседей Украины. И хотя Дуда и склонен считать, что созыв широкой мирной конференции по Украине относится к долгосрочной перспективе, он уже сейчас предлагает свою кандидатуру в качестве посредника. Также президент Польши отметил, что идеальным способом разрешения конфликта стало бы возвращение к прежним границам, которые могли бы гарантировать порядок и стабильность в Европе, тогда как политика замораживания конфликта, на которой настаивают ОБСЕ и ведущие страны Европы в любой момент может привести к резкой эскалации конфликта.
Какие последствия может иметь такая широкая мирная конференция стран-соседей? Хотя Дуда под “возвращением к старым границам” и имел в виду вывод войск РФ из Крыма и Донбасса, среди соседей Украины есть значительные политические силы, мечтающие о возвращении к границам 1939 года.
Современная Украина уже имела несколько проблем с западными соседями, в частности с 2004 по 2009 год в Международном суде ООН рассматривался территориальный спор между Румынией и Украиной из-за острова Змеиный.
После оккупации Крыма войсками РФ активизировались венгры, требующие передачи Венгрии Закарпатской области Украины.
Так депутаты от венгерской националистической партии “Йоббик” весной прошлого года с трибуны ПАСЕ заявили, что Украина — это искусственно созданное государство, Крым должен принадлежать России, а Закарпатье — Венгрии.
Партия “Йоббик” (чьё неблагозвучное нашему уху название переводится как “наилучший” или “самый правый”) пользуется популярностью у пятой части населения Венгрии. Эта партия известна своими ксенофобией и гомофобией, а также территориальными претензиями не только к Украине, но и к другим странам-соседям в которых проживает много этнических венгров — Румынии, Хорватии, Словакии и Сербии.
Центром своей деятельности в Украине они выбрали город Берегово, где депутат Европарламента от венгерской националистической партии “Йоббик” Бела Ковач даже имеет свой офис.
Здесь же в Берегово регулярно встречаются с венгерским населением Закарпатья лидер партии Габор Вона и глава кабинета национальной политики «Йоббик» Иштван Савои.
Кроме того венгерские консульства в Закарпатье и румынские в Черновицкой и Одесской областях раздают жителям этих областей гражданство своих стран.
Пророссийский журналист Сергей Лунёв вообще склонен считать жителей Галичины (Львовская область) и Волыни (Луцкая область) “неправильными украинцами”, которым проще быть меньшинством в Польше.
Политолог Василий Стоякин считает, что забота польского правительства не бескорыстны, а предполагает в дальнейшем возвращение к “Линии Керзона” (границам 1939 года). Правда, в начале 1990-х поляки выдавали “карту поляка” многих неполякам, чьи родственники были гражданами Польши до 1939 года, однако наплыв украинских рабочих вынудил правительство страны к ужесточению требований для желающих получить польское гражданство. Нынешняя же Польша обладает достаточно крепкой экономикой, способной “переварить” наплыв дешёвой рабочей силы, ради овладения ресурсами Галичины и Волыни.
Народный депутат Владимир Арьев, напротив считает, что высказывания венгерских и польских националистов маргинальными и популистскими. Они не подкреплены ничем, кроме желания их авторов понравиться электорату.
А по мнению экс-главы СБУ Игоря Смешко, “план Путина” в отношении Украины состоит в том, чтобы российские войска вышли на границы 1939 года, поэтому подобные заявления отдельных политиков несамостоятельны, а инициированы из Кремля.
Джерело: http://strana.in.ua/