неділя, серпня 2

Демократична, корупційна та економічні пастки, або куди ведуть Росію “Путін і Ко”



З одного боку правлячий у Росії режим не зможуть вибудувати справжню диктатуру. З іншого без диктатури утриматися при владі дедалі буде складніше. Адже провадити справжні реформи 15 років вони не зібралися, бо це збіговисько від початку було націлене на інше – набивати власні кишені.

 Тому при владі трималися лишень на популізмі: потураючи найбільш печерним інстинктам виборців команда Путіна загнала країну в «кримську пастку». Як результат, при стрімкому занепаді країни, зберігати владу надалі демократичним шляхом правлячому режиму майже не можливо, зазначають експертну думку Патріоти України. Ось як про це пише російський блогер rychkoff, котрого важко запідозрити в підриві устоїв «держави російської», або бажання перевести її в другий ешелон світових хижаків.
 Интересно, что некоторая часть российской либеральной тусовки, ровно как значительная часть их оппонентов, которые именуют себя “патриотами России”, сходятся в одном моменте – они хотят в России диктатуру. Со вторыми все, в общем-то, и так понятно, а вот куда понесло либералов? Суть в том, что в 00-е российское общество попало в своеобразную демократическую ловушку. И до сих пор не может из этой ловушки выбраться. А диктатура понимается как способ выбраться из этой ловушки. Как ни странно, вся легитимность нынешней российской власти базируется исключительно на демократических институтах.

Ни у Путина, ни у Единой России и их приспешников нет ни сакральности царизма, ни какой-то великой идеи, ведущей к далекому светлому будущему, как у большевиков. Чтобы обеспечить себе легитимность и признание в глазах народа и Путин, и “партия власти” должны выиграть выборы. Причем не просто выиграть – а сделать это с абсолютным превосходством, чтобы подчеркнуть ничтожность своих политических оппонентов. Поэтому они обречены “дрочить на рейтинг” ровно так, как это делают некоторые топовые блоггеры в ЖЖ. И именно поэтому они не могут избавиться от демократических институтов. Нынешняя российская элита может продлить сроки пребывания у власти президенту и ГосДуме, упразднить выборность губернаторов и мэров, переписывать Конституцию, но она не может упразднить демократические институты. Она может подтасовывать выборы, всеми правдами и неправдами устранять конкурентов по предвыборной гонке, но она не может отменить выборы. Как известно, у любого “чуровского” волшебства есть свои пределы, поэтому современная российская элита обречена сохранять хотя бы видимость политический конкуренции и, в свою очередь, вести яростную агитацию, промывать народу мозги зомбоящиком, нанимать полчища кремлеботов в сети.
 Более того, она просто обречена была ради поднятия рейтинга Путина и власти в целом захватить весной прошлого года Крым, будучи последние полтора десятка лет загнанной в ловушку демократии. Со стратегической точки зрения Крым им был нафиг не нужен, базы бы никуда не делись, в Киеве все равно бы победившие революционеры рано или поздно пересрались, а вступление в НАТО ближайшие десятилетия Украине не светило точно. Современная российская элита хочет оставаться у власти, которую она смогла захватить, используя демократические институты в первой половине 00-х, и именно эти самые институты она вынуждена сохранять для того, чтобы быть законной в глазах народа, а значит вынуждена и выигрывать выборы. Как было сказано, у любого “чуровского волшебства” есть свои пределы. Ты можешь накинуть 5, 10, 15, даже 20% своему кандидату, но ты не можешь из нуля сделать хотя бы 50, тем более 70%. Есть пределы и у любой манипуляции общественным сознанием. Это наглядно показала крайне затратная ельцинская кампания “Голосуй или проиграешь” в 1996 году.
 Нельзя за короткий срок изменить общественное сознание на противоположное. Точнее можно, но это обойдется слишком дорого, требует очень качественных политтехнологий, а однажды народ все равно прозреет. Поэтому ты будешь вынужден, как и российские элиты, оказавшиеся у власти в начале 00-х, потакать массовому избирателю и хотя бы имитировать исполнение его желаний. А самым массовым избирателем в России что тогда, что сейчас были и остаются пенсионеры. Возможно, их в целом и не так много, однако на выборы они хотят исправно и массово. Большая часть их жизни прошла в СССР, реформы 90-х лишили их скромных сбережений и надежды на спокойную старость, поэтому все, чего они хотели, было по меткому замечанию Васи Ложкина “вернуть все взад”. На рубеже веков это был стойкий электорат коммунистов, и для того, чтобы оттяпать от него хотя бы кусочек, нужно было предложить им свою версию совка. Собственно, политтехнологи Кремля именно так и сделали.
 Так появилась Единая Россия и “коллективный Путин”, которого мы знаем. Беда в том, что, во-первых, с возрастом эта аудитория имеет склонность впадать во все больший маразм, во-вторых, электорат требует все более тяжелых доз политического наркотика, иначе легко себе находит новых фаворитов с радикальными идеями. Более того, в совковый маразм впадает постепенно все общество в целом. Поэтому если раньше превратить США в радиоактивный пепел грозился разве что Владимир Вольфович со товарищами по партии, то сейчас трясти боеголовками вынуждены даже самые спокойные члены Единой России. Пускай они хотят пармезан, французские вина, отдыхать на Лазурном берегу и учить детей в Британии, для того, чтобы у них все это было, они вынуждены грозить Америке. Беда России в том, что она не может выбрать и из другой ловушки – коррумпированности и безразличию правящей элиты к судьбе государства. Это на камеру они могут быть себе пяткой в грудь, дабы показать, какие они крутые государственники. На практике же их государственное мышление ограничивается пределами их собственного кармана.


За 15 лет, которые нынешняя российская элита находится у власти, можно было привлекать многомиллиардные инвестиции, развивать промышленность, а не только строить трубы и качать ресурсы, построить новые и качественные дороги и мосты, спокойно и без спешки создать современную армию, выстроить долгосрочные отношения с партнерами и союзниками по всему миру, а не только строить “потемкинские деревни”. Ничего этого не было сделано, так как имитировать – гораздо легче и дешевле, чем работать по-настоящему. Именно поэтому “воссоединив” Крым, российская элита у власти никак не может даже приступить по-нормальному к постройке стратегически важного моста. Но испортив отношения с Западом, российская элита попадает еще в одну ловушку – экономическую. Утянув страну под санкции, она стремительно тратит не только государственные резервы, но и собственные деньги, при этом еще больше вынуждена потакать своему электорату, еще больше погружать его в маразм антизападничества, и еще больше ссориться с Западом.
 А это значит новые санкции и новые потери. Долго это продолжаться не может. Экономические ресурсы страны стремительно тают, а через год уже светят выборы в Думу, а там недалеко и до президентских. Запустить же политическую перезагрузку демократическими методами нынешняя российская элита не может, да и не умеет она такого делать. Поэтому и начинают самые разные политические силы уповать на диктатуру. Диктатуре не нужна легитимность, ее власть базируется на праве силы, а остальное уже не так важно. Диктатура может перевоспитывать общество как ей захочется. Диктатуре плевать на рейтинги. Поэтому она кажется многим выходом из демократической ловушки для России. Но куда ведет этот выход? 





 Джерело: http://patrioty.org.ua/