пʼятниця, вересня 11

Для захвата Крыма надо было просто поднять российский флаг в Севастополе

Мнение английского журналиста Люка Гардинга, до Евромайдана работавшего в Москве, и наблюдавшего российскую политику до аннексии Крыма изнутри.



Люк Гардинг - британский журналист, корреспондент "The Guardian" в Москве с 2007 по 2011 год. В 2011 году пограничная служба России не впустила Гардинга в Россию. Впервые со времён Холодной войны из этой страны выдворили иностранного журналиста. В редакции "The Guardian" считают, что запрет на въезд в Россию для их корреспондента - это следствие его критических публикаций о Путине.

В конце 2011-го Гардинг издал книгу «Mafia State» (мафиозное государство), в которой подробно проанализировал преступную деятельность российской политической верхушки, а также описал методы психологического давления на иностранных журналистов, использующиеся российскими спецслужбами.


В 2014 году книгу перевели на украинский и выпустили в тираж издательством «Темпора». По словам автора, из всех зарубежных изданий больше всего он гордится именно украинским.

Гардинг, в своей книге вспоминает слова испанского прокурора Хосе Гонзалеса в 2010 году: «Беларусь, Чечня и Россия являются виртуальными "мафиозными государствами", и Украина такой станет. Во всех этих странах нельзя различить действия правительства и организованных преступных групп». 

С одной стороны, по мнению Гардинга, Украина сейчас является не такой, как в 2010 году. Янукович ушел, Россия аннексировала Крым и вмешалась в Донбасс, но украинские олигархи никуда не исчезли. Они продолжают играть важную роль в украинской политике. Ключевой вопрос - сможет ли Украина реформироваться в состоянии войны и в разгар экономического кризиса?

Гардинг писал об опасениях Ющенко в 2008 году потерять Крым вследствие российских амбиций после Южной Осетии и Абхазии.

После путешествия в Крым В 2011 году Гардинг писал, что там будет легко устроить пророссийский переворот. Просто нужно поднять российский флаг в Севастополе, ввести в ключевые объекты российских солдат и провозгласить территорию полуострова частью России.

Но такой шаг, казалось, был бы слишком амбициозным и провокационным даже для Путина. Западный мир всё ещё приходит в себя и к пониманию того, что произошло. Крым стал первой формальной аннексией территории в Европе с 1945 года. Те гарантии мира в Европе, возникшие со времени окончания Второй мировой войны, больше не работают. И никто не знает, что делать с Путиным, стремящимся вернуть на материк имперскую сферу влияния.

В теорию, что военный конфликт на Донбассе Путин начал, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от кражи Крыма, Гардинг не полностью верит. Он считает, что по мнению Путина, создание «Новороссии» должно было пройти легко, когда же проект не заработал в Харькове и Одессе, он приступил к военным действиям.

Война на Донбассе будет долгой, считает Гардинг. Российская армия будет передвигаться по Украине в зависимости от политической потребности и состояния переговоров. Главная цель Путина - заменить правительство в Киеве на пророссийское и / или вернуть Украину в состояние несостоявшегося государства.

От поездки на оккупированную сейчас украинскую территорию Гардинг почувствовал только угнетение. Многие люди в Донецке и Луганске были недовольны Майданом и восстанием в Киеве,но они не хотели войны. Война началась из-за Путина. То, что было вымышленным конфликтом, стало конфликтом реальным. Более 7000 человек убиты, сёла и города разгромлены и засеяны ненавистью. Украине будет очень трудно вернуть эти регионы.

Есть такое конспирологическое мнение, что нападение на Украину готовилось ещё с середины 2000-х (проект «Новороссия» был известен давно, флаги «республик» давно шились, пропаганда активно работала в этом направлении и т.д.). 

Американские дипломаты отмечали увеличение активности ФСБ в Крыму с 2008-2009 годов. В рапорте «Путин. Война » Бориса Немцова, инициатора проекта, завершённого его соратниками, есть предположение, что Кремль работал над проектом «Новороссия»не один год. Это не означает, что война была неизбежной, это произошло потому, что Путин нажал на кнопку «конфликт».


Анализируя обнародованные документы j «мафиозном государство», Гардинг пишет, что американским дипломатам в Москве Кремль видится "больше похожим не на государство, а на частный доходный бизнес, в котором кража является патологической привычкой".

Самое важное для российской политической элиты - сохранить украденные миллиарды долларов, и, по возможности, украсть ещё больше. Вторая цель - проект «русский мир». Однако первое важнее второго. А националистическая пропаганда свирепствует, отвлекает граждан от очевидного: экономическая ситуация ухудшается и управленческая бюрократия коррумпирована.

"Всю свою историю русские не имели демократической власти: цари, коммунисты, Ельцин и Путин". Гардинг уверен, что благодаря истории или традициям Россия не может быть демократической. За четыре года в Индии в качестве корреспондента The Guardian, Гардинг счёл индусов демократами, а это 1,3 миллиарда человек, 200 языков, 20 основных религий, и многие россияне, особенно образованные, хотели бы жить в современном, демократическом государстве. Проблема России - это беспощадная диктатура, использующая все доступные ей ресурсы, чтобы остаться у власти.

Питер Померанцев в книге «Nothing is True and Everything is Possible», анализируя российскую пропаганду, назвал её «постоянной атакой на инфраструктуру ума».

А методами борьбы с российской пропагандой Гардинг находит развитие независимых, плюралистических и сильных медиа в Украине. Медиа, свободно критикущие органы власти - и на национальном, и на региональном уровнях. Важно, чтобы этим медиа позволили делать их работу, без вмешательств или манипуляций олигархов.




Джерело: http://strana.in.ua/