В нынешнем году на вооружение Китая может поступить новейшая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) «Дунфэн-41», предназначенная для нанесения ядерных ударов. Что это за оружие и какую угрозу оно представляет?
Об окончательном вводе в эксплуатацию МБР «Дунфэн-41» (DF-41) сообщает гонконгское военное издание Canvas Defense. Сообщает https://cont.ws/post/
По информации журнала, в настоящее время проводится заключительный этап испытаний, который начался с лета прошлого года. 5 декабря, по данным американских источников, был произведен тестовый запуск с мобильной пусковой установки железнодорожного базирования – до этого монополией на подобный тип ядерного оружия обладала Россия.
Размещаться DF-41 будет в одной из новых ракетных частей в округе Синьян провинции Хэнань. Сообщается также, что точность наведения будет повышена к 2020 году за счет полного развертывания «Бэйдоу» – глобальной спутниковой навигационной системы, аналогичной GPS и ГЛОНАСС, но пока охватывающей лишь сам Китай и прилегающие территории.
О «Дунфэн-41» мало что известно. О ее принятии на вооружении сообщалось и ранее, но, видимо, этого пока не произошло. По более-менее достоверным данным, это твердотопливная трехступенчатая МБР шахтного и мобильного базирования с дальностью до 15 тыс. км. Она способна нести до 10-12 боеголовок, суммарная мощность которых неизвестна даже приблизительно. Если заявленная дальность соответствует действительности, это самый высокий показатель среди всех МБР мира за исключением облегченного моноблочного варианта советско-российской Р-36М «Воевода» (по классификации НАТО – SS-18 «Сатана»).
Крайне маловероятно, чтобы китайцы, не отличающиеся сверхсовременной военной техникой, так далеко продвинулись в ракетных технологиях. Поэтому, видимо, либо DF-41 неспособна иметь РГЧ ИН (разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения – проще говоря, не может нести более одной боеголовки), либо ее дальность заметно меньше и находится на уровне российских и американских МБР (в пределах 11-13 тыс. км).
Вообще проблема китайской ядерной программы – это ее абсолютная закрытость. Если США и Россия в соответствии с двусторонними договоренностями более-менее осведомлены о ядерных арсеналах друг друга, то поступающая из Китая информация противоречива, официально практически ничего не обнародуется. На военных парадах новые ракеты демонстрируются нечасто – например, DF-41 эксперты ждут с 2009 года, и все никак не дождутся. Об испытаниях тоже практически ничего не сообщается, а для того, чтобы ввести потенциального противника в заблуждение, хитроумные китайцы понастроили столько фальшивых пусковых шахт и мобильных установок, что даже хваленое ЦРУ не может разобраться, что к чему.
Политика «бумажного тигра» удобна, поскольку ядерные запасы Китая сравнительно невелики. Разброс оценок численности боеголовок варьируется от менее сотни до более двух тысяч. Большинство сходятся на 300-400, из которых развернуто примерно 250. Это уровень Франции и Великобритании, но во много раз ниже, чем у России и США. По этой причине Китай придерживается концепции «ограниченного сдерживания» (выше минимального, но недостаточно для полноценного стратегического сдерживания), а в вопросе применения руководствуется доктриной «ограниченного ответного ядерного удара». Т.е. использование ядерных ракет рассматривается только в качестве ответной меры, и никак иначе.
Ядерные силы КНР, за исключением авиационной составляющей, организационно сведены во 2-й артиллерийский корпус. Все наземные баллистические ракеты относятся к семейству «Дунфэн» («Восточный ветер»), два типа морских ракет носят наименование «Цзюйлан» («Большая волна»).
Если говорить непосредственно о МБР (есть еще ракеты средней и малой дальности), то это четыре разновидности. DF-4, разработанная в 60-х, давно устарела и практически полностью заменена на DF-31 и ее модификацию DF-31А, которые вводятся в строй с середины нулевых. Модификация DF-31А отличается большей дальностью (11,2 тыс. км против 7,2 тыс. км). Имеется также вариант DF-5, эксплуатация которого началась в 80-е. Его отличает единственная сверхмощная боеголовка – 4-5 мегатонн (примерно в 200-250 раз мощнее Хиросимы). Есть сведения о переоснащении DF-5 под РГЧ ИН, а для ее постепенного снятия с вооружения как раз и создается модель DF-41, работы над которой ведутся с перерывами с 1986 года.
Россия же в этой ситуации остается скорее наблюдателем, но и у нее есть свои интересы в тихоокеанском регионе, которые частично идут вразрез с позицией в целом дружественно настроенного к нам Китая.
Андрей Величко