вівторок, квітня 12

Что оставит Яценюк Украине после себя?

Спустя 2 года после событий на Майдане в Украине мало что изменилось: по-прежнему у нас господствуют коррупция и неэффективность системы государственного управления. После обличительных заявлений министра экономики Абромавичуса относительно непрозрачности принятия решений во власти политический кризис в стране вошёл в острую фазу, результатом которой стала отставка премьер-министра Арсения Яценюка.Пишет http://hyser.com.ua




Однако проблемы вряд ли уйдут вместе с Яценюком. По легкости ведения бизнеса Украина тоже не осуществила прорыв — в рейтинге Doing Business в 2016 страна продвинулась на четыре позиции — с 87 на 83 место. В рейтинге восприятия коррупции Transparency International осталась в глубине второй сотни: 142 место в 2014 году и 130 — годом позже. Сами же чиновники не спешат менять свой статус кво, премьер в свою очередь принял сторону консерваторов.

Менеджмент постсоветской системы

«Яценюк восстановил институты и практики управления домайданной Украины», — говорит политический философ, исследователь постсоветской трансформации Михаил Минаков. Он называет премьера типичным постсоветским успешным политиком и советует например посмотреть на его поведение во время заседаний правительства. Однако эксперт указывает, что чиновники стали больше бояться за свое положение из-за запущенных изменения. К примеру, последнее исследование Transparency International Украина показывает, что средний размер взятки в 2015 году вырос на треть — до 40 000 гривен.

Одним из шагов для борьбы с реакционной чиновничьей средой стал принятый в декабре прошлого года новый закон о государственной службе, который вступит в силу 1 мая. Как говорит координатор проектов по реформе государственной службы гражданской платформы «Новая страна» Сергей Сорока, он был принят под значительным давлением общественности и международных экспертов. По его словам, правительство работает для его имплементации по графику, однако реформировать само себя не спешит. «Система исполнительной власти в Украине не реформирована, к реформам правительство даже не приступало», — говорит эксперт.

Пока же в Украине остается более 250 тысяч госслужащих — несмотря прошлогодние правительственные обещания сократить их количество до 220 тысяч еще до 2016 года. Одна из задач реформы государственной службы — обновление кадрового состава государственных служащих на 70% — по данным Национального совета реформ, в 2015 году была выполнена лишь на 1%. В то же время принятый при Яценюке этический кодекс Сорока называет «смешным и неуместным», по его словам, бюрократическая культура в Украине практически осталась «совковой».

Заложен фундамент

Директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко не советует ждать быстрых изменений — бюрократическая сфера слишком консервативна. «Как и во многих реформах, пройдена лишь начальная фаза — реформирование законодательных основ. Затем — реформа институтов и отношений. Есть большой пласт, который не охвачен — в первую очередь, это служба в органах местного самоуправления», — пояснил он.

Бизнес «чувствовал и видел хоть какое-то» продвижение программы реформ, однако они не были эффективными или продуктивными. «Были определенные профессионалы во власти, но качественным образом вся государственная вертикаль не изменилась», — говорит директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко. Она убеждена, что все другие изменения в стране зависят от эффективности работы государственной команды и государственных институтов. Для этого новому правительству она советует сократить количество чиновников, а остальным привести зарплаты к рыночному уровню.

Новый закон вступает в силу уже 1 мая, правительству предстоит провести конкурсы на так называемые должности «категории А», в частности государственных секретарей при министерствах. Сорока напоминает, что правительство фактически так и не принял стратегию реформы государственного управления, согласованной с европейскими экспертами. Начинать, по его словам, также следует с изменения оплаты труда для привлечения специалистов. «Очень трудно привлечь профессионалов на зарплаты в пять-семь-десять тысяч», — говорит он. Кабмин уже принял новые правила оплаты труда, однако систему доплат для специалистов еще предстоит разработать.

Не пора уходить на пенсию

Впрочем, Минаков считает, что новое правительство вряд ли будет реформистским — не хватит голосов в парламенте. «Пока правительство, кто бы ни был премьером, проводить радикальные реформы не сможет», — убежден он. Яценюк же тем временем оставляет публичную должность и вполне вероятно вернется к политической борьбе. В своем обращении об отставке он намекнул на свои амбиции: «Вижу свои задачи шире, чем полномочия руководителя правительства».

«Человеку в таком активном возрасте и с таким опытом, управленческим и политическим, нецелесообразно идти на политическую пенсию. Рейтинги и уровень поддержки населением — достаточно временная вещь, и после определенных периодов падения кому-то удается набрать снова высоту, кому-то не удается, но это уже искусство политической деятельности», — резюмирует Якименко.