До настоящего времени остается огромное количество эпизодов, фактов, событий и имен в истории России и СССР, о которых современные власти РФ стараются не говорить, а некоторые важные факты не достигли достойной огласки.
Существует реальная угроза того, что о них никто и не узнает, если очевидцы не расскажут об этом. В числе таких малоизвестных фактов – американский ленд-лиз Советскому Союзу, Сообщает http://elise.com.ua/ в ходе которого в СССР поставлялась военная техника, продовольствие, оружие, снаряжение, боеприпасы, а также стратегическое сырье, в котором сталинский режим очень нуждался.
По определенным политическим соображениям эти поставки были строго засекречены вплоть до 1992 года, и знали о них только непосредственные участники.+
Общий объем полученного ленд-лиза Советским Союзом составил на сумму порядка 9,8 миллиардов долларов. Но помощь Америки в то время была действительнонеоценимой, и стала одним из решающих факторов, которые способствовали разгрому фашисткой силы. КОЛОННА АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ ГРУЗОВИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕВОЗКИ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ В СССР, СТОИТ НА ДОРОГЕ В ВОСТОЧНОМ ИРАКЕ
В то же время советские власти не только искусственно создавали негативное мнениеотносительно американской помощи, но и держали ее в строжайшей тайне, а всех непосредственных участников нередко ставили вне закона. Но наконец-то пришло время расставить все точки над «і», и узнать хотя бы часть всей правды о столь плодотворном (наверное единственном в истории) сотрудничестве двух сверхдержав.+ Как американские, так и советские летчики, моряки, которые участвовали в перегонке самолетов, в перевозке и сопровождении грузов, совершали настоящий подвиг, огибая более половины земного шара, поэтому наше поколение не должно, просто не имеет права забыть их подвиг и героизм. Официально начало переговорам по ленд-лизу было положено в последние дни сентября 1941 года. От американской стороны участие в переговорах принимал А.Гарриман, которого специально направил в Москву американский президент. 1 октября 1941 годы им был подписан протокол относительно поставок в Советский Союз, сумма которых составила 1 миллиард долларов. Срок поставок – девять месяцев. Но, несмотря на это, только в начале ноября 1941 года американский президент подписал указ о том, что закон о ленд-лизе (полное название документа англ. «An Act to Promote the Defense of the United States» («Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов»), принят Конгрессом США 11.03.1941 года) распространяется и на Советский Союз.+ АМЕРИКАНСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК А-20 «БОСТОН» (DOUGLAS A-20 HAVOC/DB-7 BOSTON), РАЗБИВШИЙСЯ В РАЙОНЕ АЭРОПОРТА НОМ (NOME) НА АЛЯСКЕ ПРИ ПЕРЕГОНКЕ В СССР ПО ЛЕНД-ЛИЗУ. ПОЗДНЕЕ САМОЛЕТ БЫЛ ОТРЕМОНТИРОВАН И УСПЕШНО ДОСТАВЛЕН НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЙ ФРОНТ. ИСТОЧНИК: БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА США.
Первые поставки вооружения и техники начались в октябре, и до конца года в Советский Союз было поставлено 256 самолетов на сумму в 545 тысяч долларов. Сумма же всего авиационного ленд-лиза в годы войны составляла 3,6 миллиардов долларов.+ ГЕНЕРАЛ А.М. КОРОЛЕВ И ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ДОНАЛЬД КОННЕЛИ (DONALD H. CONNOLLY), КОМАНДУЮЩИЙ СЕРВИСНОЙ СЛУЖБОЙ США В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ ПОЖИМАЮТ РУКИ НА ФОНЕ ПЕРВОГО ПОЕЗДА, ПРОШЕДШЕГО ЧЕРЕЗ ПЕРСИДСКИЙ КОРИДОР В РАМКАХ ПОСТАВОК ИЗ США В СССР ПО ЛЕНД-ЛИЗУ. ИСТОЧНИК: БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА США. В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».+ Большая часть этих самолетов (примерно 8 тысяч) была перегнана по трассе Аляска-Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», а также бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из наиболее малоизвестных самолетов – «Армстронг Альбермарл».
.+ ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ СОВЕТСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ НА АЭРОДРОМЕ В ФЭРБЕНКСЕ У ИСТРЕБИТЕЛЯ BELL P-63 KINGCOBRA. НА АЛЯСКЕ АМЕРИКАНСКИЕ САМОЛЕТЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ПОСТАВОК ПО ЛЕНД-ЛИЗУ В СССР, ПЕРЕДАВАЛИСЬ СОВЕТСКОЙ СТОРОНЕ, И СОВЕТСКИЕ ЛЕТЧИКИ ПЕРЕГОНЯЛИ ИХ В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ.
Кроме большой помощи в материальном плане, немалую роль сыграл американский ленд-лиз и в плане моральной поддержки советских войск.
Будучи на фронте, многие советские воины чувствовали себяувереннее, когда видели в небе иностранные самолеты, оказывавшие им поддержку. Да и мирное население, видя, что американцы и британцы помогают ресурсами, понимало, что это во многом может помочь одержать победу над фашистской Германией.+ Американские самолеты всегда были видны на фронтах. Они оказывали поддержку и прикрывали с воздуха морские конвои с грузами, во время блокады Ленинграда воздушную защиту его осуществляли истребители «Китихоук», они осуществляли бомбардировки немецкого морского транспорта в Финском заливе, участвовали в освобождении Украины, Кубани. Кроме самолетов, в Советский Союз по ленд-лизу поставлялись также джипы, хотя, по словам советской стороны, просили они о поставках мотоциклетных колясок.
Однако по совету госсекретаря США Эдварда Стеттиниуса были поставлены именно военные автомобили, поскольку у американцев был большой и весьма удачный опыт их использования. Общий объем полученных джипов за годы войны составил 44 тысячи единиц.