четвер, червня 2

"У него ампутированы обе руки и часть кишечника, он ослеп и дышит через ухо", - боевики "ЛНР" удерживают в плену Владимира Жемчугова, случайно подорвавшегося на растяжке. ФОТО

Украинец, мирный житель Владимир Жемчугов, случайно подорвавшийся на растяжке, удерживается в плену боевиками "ЛНР" и обвиняется в диверсионной деятельности.



В редакцию издание "Новая газета" обратилась жена Владимира Жемчугова Елена с просьбой написать историю Владимира, который находится в плену "ЛНР", сообщает Цензор.НЕТ.

"У него ампутированы обе руки, он не видит, ранение в живот и ногу. Уже восемь месяцев "ЛНР" не отдает его на обмен. Сейчас в больнице, самочувствие плохое, но собираются переводить в СИЗО", - рассказала Елена журналистам.

Муж Елены Владимир Жемчугов, по версии Киева, - гражданский человек, который случайно подорвался на растяжке 28 сентября 2015 г., по версии боевиков "ЛНР" - диверсант, совершивший ряд подрывов, и ранение получил, потому что неудачно устанавливал мину. В больницу Владимира Жемчугова доставили вечером 28 сентября, а 29-го в районе, где нашли раненного накануне Владимира, подорвалась мина.

Читайте также на "Цензор.НЕТ": Трехсторонняя контактная группа рассмотрит вопрос обмена пленными 1 июня, - Кучма

"Мне позвонили из "милиции" "ЛНР" 29 сентября, - говорит по телефону Елена, - спрашивали, что могло произойти, бизнесмен он или нет, может, это какие-то разборки. Ему кто-то дал гранату в руки. Я на тот момент находилась в Тбилиси, не сразу поняла, что случилось. Потом начала вызванивать родственников и друзей, попросила сходить в больницу, отнести лекарства, узнать, что с моим мужем. Понимаете, напрямую же заехать нельзя сейчас, поэтому, пока я доехала до Киева, пока начала оформлять пропуск в зону АТО… И мне позвонила родственница и стала кричать в трубку, плакала и требовала, чтобы я лично приехала в Луганск, потому что всех подставила. К Владимиру никого не пускают, его охраняет конвой. Оказалось, что всех, кого я просила проведать мужа, отнести лекарства, абсолютно всех вызывали на допросы. Кого-то держали несколько часов, а кого-то больше суток. Кого-то даже побили. Потом узнала, через знакомых, что муж обвиняется в диверсиях. Последние несколько лет мы жили и работали в Грузии, и, когда началась война, муж поехал забрать мать. Она жила в Красном Луче, мы сами с Донбасса, всю жизнь там прожили. А Красный Луч сейчас - оккупирован боевиками "ЛНР". Владимир вывез маму в Киев, оформил ее и себя как переселенцев, дальше вроде бы поехал за вещами. И это все, что я знала. Но он патриот, всегда придерживался проукраинских взглядов и никогда не поддерживал оккупантов на Донбассе. Поэтому я тогда подумала, что он мог что-нибудь сказать такое".

"Но, когда уже стала разбираться, начала понимать, что произошло что-то, связанное с политикой. В Киеве я пыталась понять, с кем он мог быть связан, но так и не смогла найти концов. Обращалась к людям, кто раньше занимался обменами. Однажды меня направили в министерство обороны - в отдел, который совсем не занимается обменами, - отдел гражданского и военного содействия. (На тот момент уже всех, всех волонтеров отстранили от обменов пленными.) Я начала говорить с начальником отдела, он созвонился с Международным Красным Крестом. Потом он мне сказал, что их отдел взаимодействует с Красным Крестом, но вывозят они только трупы, так что готов помочь, но… когда мужа уже не будет в живых", - добавила Елена.

"Пришла в Красный Крест. Они объяснили, что пока у них нет аккредитации ни в "ЛНР", ни в "ДНР". Я дозвонилась до Рубана, он посоветовал мне обратиться в центр по освобождению заложников при СБУ: пишите заявление туда, сказал. Руководителем там тогда был Иван Рудяк. Я каждый день ходила туда, я практически там жила. Рудяк тогда устроил мне громкую связь с Ольгой Кобцевой (это было уже в начале ноября). Кобцева тогда сказала, что мой муж очень тяжелый, нетранспортабельный, вообще-то с ним еще не закончили работать боевики, закончат - и тогда будет обмен. И потом добавила: "А вы знаете, что Владимир не хочет возвращаться ни к жене, ни к маме?" Но Рудяк договорился насчет обмена в ноябре", - рассказала жена Жемчугова.

"Условия были следующие: реанимобиль под дверь больницы, жена приедет и подпишет заявление, что претензий не будет предъявлять. Ну и мы поехали, 16 ноября планировался обмен в "ДНР", и он прошел успешно, а 17 ноября планировался у нас. Но мы застряли, нам изменили условия. Потом я связалась с Ириной Геращенко, но ей сказала сторона "ЛНР", что Владимира уже передали родным, и он в Красном Луче. Это было вранье. Я сидела и ждала. В Старобельском СИЗО ждал обмена Игорь Самойлов, у него был аппарат Илизарова, после ранения. Но, когда я дозвонилась до Кобцевой, она мне ответила: "Вы что думаете, мы такого человека один на один будем менять, нет, - мы за него хотим еще одного Рудова (гражданин Украины Рудов Александр Николаевич, 1984 г.р. В июле 2014 года попал в плен под Луганском, осужден на 5 лет по статье "Сепаратизм и терроризм". Отбывает наказание в Черниговской области, ИК 91. - Ред.), а потом она добавила, что еще есть четыре женщины. (В феврале эти четыре женщины были обменены. - Ред.) Так обмен сорвался, историю Самойлова я не знаю, но до "ЛНР" он не добрался. Знаю, что его кандидатура на обмен так и зависла в воздухе", - констатировала она.


Вместе с тем, в интернете боевиками "ЛНР" опубликовано видео, на котором Владимир Жемчугов в больнице рассказывает о произошедшем и дает признательные показания в диверсионной деятельности и организации подрывов на оккупированной территории. К сожалению, не известно при каких обстоятельствах Жемчугов дал эти показания и соответствуют ли они действительности, учитывая распространенную на оккупированной территории Донбасса практику пыток со стороны боевиков.

25 декабря 2015 года Жемчугова боевики привлекли к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. И таким образом, по мнению террористов "ЛНР", Жемчугов выпал из п. 6 Минских соглашений от 12 февраля 2015 года: "Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех", поскольку ему были предъявлены "уголовные обвинения".



"Все это время он был в больнице, он полностью ослеп, ему сделали еще ряд операций. Удалили часть кишечника, у него образовалась грыжа 20 см, у него разорвана барабанная перепонка, переломан нос - он дышит через ухо. Ампутированы обе конечности в области предплечий. Кроме того, осколки из лица и ноги удаляют до сих пор, не так давно стала скапливаться жидкость в легких, и последние десять дней врачи покалывали его антибиотиками, чтобы избежать пневмонии. За это время Ольга Кобцева обсуждала со мной фамилии (на обмен. - Ред.). Но мне говорили, что она требует тех, кто уже осужден, а процедура для обмена уже осужденных еще не выработана. Но мы нашли компромисс, украинская сторона отправила ей запрос по людям на согласование, но им она просто не ответила. <…> Более того, здесь уже мне сказали: "Понимаете, она требует убийц, а мы не можем их отдавать, общественность нас осудит". Вот так идут переговоры по обмену", - рассказала жена Жемчугова.

В понедельник, 30 мая, Владимира Жемчугова переместили из больницы в СИЗО г. Луганска.

"Владимира перевели в СИЗО, он не может за собой сам ухаживать. Я могу сказать одно: если и хотят его наказать, то посмотрите на него - он сам себя наказал так, как никто, - говорит жена Елена. - Я прошу всех, чтобы его обменяли, пока он еще живой".