Недавно в Сети появилась новая версия попытки переворота в Турции, которая несколько отличается от той, что захлестнула СМИ в первые часы и даже дни после события. Кратко опишем обе версии.
Якобы, это и стало главной причиной мероприятия. Как результат провала путча — высказывалось мнение об укреплении позиций Эрдогана и переход страны в режим фактической диктатуры, что ведет к разрыву отношений с Европой, Штатами и НАТО. В этом плане даже приводился пример обесточивания и блокирования авиабазы Инджирлик, где находится контингент американских войск, в частности – ВВС. Короче говоря, Эрдоган, якобы, развернул страну спиной к своим привычным партнерам, а в РФ уже усиленно потирали руки, предвкушая развал НАТО и прочие напасти и, конечно же – Путин всех переиграл.
Потом появилась новая версия. Все, кто ее постил, ссылаются на выкладки аналитической группы «Статфор» и интервью, которое дал Эрдоган американскому новостному каналу CNN. О Статфор ничего сказать не можем, ибо данная группа только за последние 2 года замечена в ошибочных прогнозах по ключевым вопросам. Поэтому их авторитета недостаточно для окончательных выводов. Что касается интервью, то на первоисточнике мы не нашли его текстовой версии, а видео ролики нам попались без обсуждения именно этого аспекта. Возможно, они есть, но нам не удалось их найти.
Вкратце, альтернативная версия выглядит диаметрально противоположно. Якобы в Сирии, недалеко от турецкой границы, был создан командный центр ВС РФ, но не для координации действий своих войск в Сирии, а для обеспечения операции в Турции в пользу путчистов. Якобы, спецслужбы зафиксировали ряд встреч турецких военных с российскими эмиссарами, в ходе которых речь шла о подготовке мятежа. С началом событий находящийся в Мармарисе Эрдоган был предупрежден о готовящемся на него покушении а также о масштабах путча. Эти источники утверждают, что информация была доставлена по каналам именно российских спецслужб. Якобы, к тому времени события уже шли не по плану и в их положительном исходе появились большие сомнения.
В результате Эрдоган покинул свое место пребывания за 20 минут до обстрела и штурма. Отмечается, что верные руководителю Турции военные выключили каналы военной спутниковой связи, что усложнило путчистам реализацию планов. Тем не менее, они перешли на спутниковую связь, которую обеспечивал российский спутник в районе Красного Моря. Кроме того, командный центр россиян тоже обеспечивал связь путчистов, а средства РЭБ глушили частоты проправительственных войск. То есть, Эрдоган предотвратил пророссийский путч.
Мы осторожно отнеслись к версии с первой волны информации потому, что разворот Эрдогана в сторону Кремля выглядел абсурдно. Вторая версия тоже имеет свои слабые места, а посему мы изложим свои наблюдения и замечания, которые не потянут на полноценную версию, но могут стать весьма полезными для глубокого анализа ситуации.
Первое, что безусловно не укладывается в любую схему, это засосы Эрдогана и Путина. Это мало вероятно хотя бы потому, что Турции от России почти ничего не надо. Если брать экономическую составляющую вопроса, то тут даже не о чем рассуждать. Турков действительно интересовал российский рынок сбыта для своей продукции, ряд строительных подрядов и наполнение российскими туристами своей обширной туристической инфраструктуры. Но дело в том, что Россия не является эксклюзивным партнером в этих вопросов. Поставки газа уже перестали быть для Турции болевой точкой. Теперь РФ больше заинтересована в его сбыте, чем Турция в его покупке. Все остальное неизбежно сокращается в объемах. Турки намного ближе к вменяемому рынку и понимают, что нефтегазовая экономика России начинает сыпаться, а с учетом того, что уже началось активное выдавливание России другими производителями, темпы обвала будут лишь нарастать. Это значит, что завтра туда сбывать свою продукцию будет тяжелее, а послезавтра ее вообще никто не сможет покупать, ибо будет не за что. То же самое и с подрядами, а уж тем более – с туристами. Так что делать стратегическую ставку на Россию может лишь безумец.
Кроме того, Турция имеет свои геополитические амбиции, которые входят в жесткое противостояние с РФ и вторгаются в «зону ее интересов», из-за чего РФ уже развязала ряд войн. Уступать свои позиции в Закавказье и Средней Азии Эрдоган не станет ни под каким соусом.
Кроме того, он только что стал таким же политическим тяжеловесом, как и денежные мешки стран Залива. Они его начали уважать именно за жесткую позицию по Сирии, а также России. Резко изменив курс, он явно потеряет очки, которые достались ему с таким большим трудом. Таким образом, первая версия трещит по всем швам с самого начала. Очевидно, что при любых раскладах сближение с опальным и клеймённым Путиным – резкая потеря авторитета со всех возможных сторон.