В своей статье для Atlantic Council, перевод которой сделал Сообщает http://news.online.ua/, посол США в Украине в 2003-2006 годах Джон Хёрбст рассказал о том, почему Варшавский саммит стоит считать историческим, по какой причине он важен для Украины, и как Запад четко дал понять, что готов воевать с путинской Россией в случае ее новой агрессии.
Первым шагом к управлению проблемой является ее ясная оценка. В заявлении Варшавского саммита отмечается, что "провокационные действия России, включая её демонстративную готовность достичь политических целей путем угроз и применения силы, являются источником нестабильности в регионе, фундаментальным вызовом Альянсу, наносят вред евроатлантической безопасности, а также ставят под угрозу долгосрочную цель полностью свободной и мирной Европы"
. Действия Москвы стали напоминанием о том, что "величайшая ответственность Альянса состоит в том, чтобы защищать и оборонять свою территорию, о чем говорится в Статье 5 Вашингтонского договора". Это именно та ясность, которой не хватало в Уэльсе. Ключевым словом там было "заверение". НАТО нужно было "заверить" своих новых членов, что они в безопасности, как если бы проблемой стран Балтии была тревога, а не угроза со стороны ревизионистской державы, которая начала войну (против Украины, — ред.), чтобы изменить границы двух европейских стран.
Сейчас же НАТО говорит о сдерживании этой угрозы и предпринимает шаги, чтобы сделать это. В Варшаве Альянс одобрил отправку четырех батальонов в Польшу и трех — в страны Балтии, а также еще четырех в Болгарию и Румынию. Солдат предоставят Соединенные Штаты, Великобритания, Канада и Германия. В распоряжении батальонов будет тяжелое оружие. С технической точки зрения, эти структуры не будут "постоянными", но ротации будут непрерывными, и присутствие этих сил НАТО в регионе постоянным.
Некоторые скептики утверждают, что эти батальоны не смогут остановить вторжения воинских подразделений, которые в настоящее время расположены на северо-западных границах России. Это тот же аргумент, который более раннее поколение скептиков приводило насчет разворачивания более 200 тысяч американских солдат в Германии, — говорилось, что это не остановило бы советского наступления через Фульдский коридор. Но логика балтийских военных "внедрений" сегодня такая же, как и во время холодной войны. Размещение сил США и других стран НАТО на востоке говорит Кремлю, что он не может действовать агрессивно, не убив этих солдат НАТО и не рискнув начать войну с Альянсом. Разворачивание воинских сил показывает Москве, что Статья 5 применима к этим странам. На саммите Альянс одобрил увеличение втрое размера сил быстрого реагирования НАТО (до 40 тысяч), а также увеличение размера Оперативной группы повышенной готовности — до 13 тысяч. Последние могут быть отправлены на место конфликта в течение двух или трех дней — это быстрая возможность реагирования, которая может оказаться полезной на первых этапах гибридной войны. Решения по развертыванию на востоке и по группе повышенной готовности значительно укрепят позиции НАТО, но некоторые в Альянсе, особенно среди его новых членов, хотели бы присутствия бригад (каждая насчитывает около 5000 солдат), а не батальонов (примерно 1000 военнослужащих) в каждой из стран Балтии. Кроме того, отдельные страны НАТО беспокоятся насчет зенитных ракет и военно-воздушных сил, которые Кремль разместил в Калининграде, к западу от Прибалтики, и которые могли бы серьезно ограничить доступ подкреплению НАТО в страны Балтии в случае конфликта с Россией. Это серьезные опасения, которые НАТО будет рассматривать более тщательно после воплощения решений, принятых в Варшаве.
Альянс взялся также за две другие важные проблемы сдерживания. Первая касается гибридной войны. У НАТО теперь есть стратегия и действенные планы ее реализации в борьбе с гибридной войной. Варшава также определила киберпространство как "область деятельности, где НАТО должно себя защищать". Теперь Альянс должен приступить к выполнению задачи определения киберугроз и принятия мер для борьбы с ними. Альянс получил небольшое напоминание о проблеме, когда российские хакеры "снесли" домашние страницы сайта НАТО незадолго до саммита.
НАТО предпринимает шаги для устранения многих значительных уязвимых мест, в частности, в решении о размещении батальонов в странах Балтии, Польше, Болгарии и Румынии. Надо признать, однако, что жесткие меры, предпринимаемые НАТО на земле, не отразились на Черном море; не все члены союза одинаково видят там опасность, исходящую от Москвы. Для того чтобы снизить угрозу кремлевской милитаризации Крыма, НАТО нужно более сильное военно-морское присутствие в Черном море.
Тем не менее, предпринятые на Варшавском саммите шаги должны резко снизить вероятность действий Москвы в странах Балтии, которые могли бы привести к необходимости задействовать Статью 5 (определяющую нападение на любого члена НАТО, как нападение на весь Альянс, — ред.). На самом деле, эти шаги могут объяснить энергичные попытки Кремля добиться примирения в последние несколько недель: признание президента России Владимира Путина того, что Соединенные Штаты являются единственной сверхдержавой; многие заявления Кремля о том, что у Москвы нет агрессивных намерений, направленных против какого-либо члена НАТО; наблюдения многих западных экспертов, что их коллеги в России более открыты к диалогу в последние месяцы, чем в течение двух лет после аннексии Москвой Крыма. Варшавский саммит также рассмотрел проблему безопасности в "серой зоне", особенно в Грузии и Украине, но здесь есть гораздо меньше ясности и целеустремленности.
В заявлениях на Варшавском саммите НАТО продолжило утверждать, что двери для новых членов открыты, в том числе для Грузии. Но не секрет, что высокопоставленные западные чиновники предупредили Тбилиси и Киев накануне саммита, чтобы те не настаивали на плане действий по подготовке к членству.
Тем не менее, у Грузии и Украины есть две причины черпать мужество из результатов саммита. Перед тем, как предложить большую помощь этим странам в борьбе против агрессии Кремля, НАТО сначала должно признать опасность и принять меры для защиты своих членов. Теперь это случилось, и за это саммит в Варшаве можно считать историческим.
Вторая причина заключается в том, что в то время как поддержки НАТО этим двум странам, по-прежнему, недостаточно, она все же растет. Учебные программы для обеих стран, которые разработаны, чтобы сделать их военных полностью совместимыми со стандартами НАТО, становятся все более многогранными; в то время, как Соединенные Штаты не посылают летальное оружие в Украину, они отправляют более сложное оборудование, такое как зенитные батареи для ракет.
Не удивительно, что отчеты о Варшаве были сосредоточены на различных подходах к России в рамках Альянса: к примеру, это заявление министра иностранных дел Германии Франка-Вальтер Штайнмайера о "бряцании оружием" со стороны НАТО, или участие премьер-министра Италии Маттео Ренци в экономическом форуме Путина в Санкт-Петербурге. Эти пункты существенны, но реальная новость заключается в том, что и Германия, и Италия, а также другие члены НАТО, согласились с решениями, которые нацелены на предотвращение ревизионистских мечтаний Путина.