пʼятницю, серпня 12

Пойдет ли Путин ва-банк?

В последнее время наблюдается очередная истерия, раздуваемая в России.
На сей раз дело касается якобы предотвращенной ФСБ попытки «проведения террористического акта, организованного Главным управлением разведки Министерства обороны Украины». Сообщает http://elise.com.ua/
Об абсурдности и нестыковках в представленных доказательствах можно писать романы о «доблестной деятельности ФСБ», а если еще и на английском, то можно затмить бессмертную иронию мастера фантастических казусов Роберта Шекли.
При этом материалы российских СМИ пестрят сообщениями о попытке прорыва в Крым с материковой части Украины диверсионной группы. Есть двое задержанных, которых ФСБ выдает за украинских диверсантов. При этом Евгений Панов, которого в России называют командиром диверсионной группы, по имеющейся от его родственников информации, похищен из Запорожской области, где он проживал, и насильно вывезен в Крым. Второй задержанный якобы участник диверсионной группы Андрей Захтей проживает в Евпатории, и является, по публичной информации на его странице в соцсетях,  сторонником Путина и крымнашистом.
В своей истерике Кремль призывал Вашингтон повлиять на власти в Киеве, на что уже получил отповедь от директора отдела по связям с прессой администрации президента США Элизабет Трюдо. Трюдо подчеркнула, что Белый дом не желает, чтобы его «отвлекали от реальной проблемы – а именно от российской оккупации и попытки аннексии Крыма и продолжающейся агрессии на востоке Украины». В остальном она советует Кремлю обращаться за разъяснениями по интересующей Кремль информации напрямую к правительству Украины.
В Киеве к российской истерии по поводу «украинских диверсантов» отнеслись серьезно, по-деловому. Президент Петр Порошенко провел совещания с представителями силовых ведомств, министром иностранных дел, дал им важные поручения насчет сложившейся обстановки. Все украинские подразделения на административной границе Крыма приведены в состояние повышенной боеготовности. Сами российские обвинения в адрес Украины о ее причастности к «теракту» названы абсурдными, напротив именно Россия по мнению Петра Порошенко является основным спонсором и вдохновителем терроризма в Украине. Можно добавить к словам Петра Порошенко, что и в мире Россия является одним из основных спонсоров терроризма.


Возникает множество версий, для чего Россия именно сейчас организовала такую провокацию и сопутствующей ей информационный вброс. Самым очевидным ответом является – «исключительно для внутреннего пользования». Да, действительно, теракты и их последующее истеричное освещение в российских масс-медиа всегда использовались для нагнетания обстановки и приведения общества в неадекватное психоэмоциональное состояние. Но на данный момент с учетом всех ужесточений законодательства и «беспредела по закону», в том числе и на «украинском вопросе», нет необходимости такого подстегивания общественной неадекватности, она и так зашкаливает. Напугать россиян терактами тоже уже не удастся: они привыкли жить в этой реальности. Да и отношение россиян к Крыму ограничивается лозунгом «крымнаш», сочувствия к самим крымчанам у россиян нет.
Попытка задействовать внешнее влияни, с целью оказать давление на украинские власти, как мы видим по реакции администрации президента США – потерпела фиаско. На дипломатическом языке, предельно вежливо, но очень жестко, Владимира Путин вместе с его ФСБ отравили прогуляться лесом, по общеизвестному сексуально-туристическому маршруту. Пока остается открытым вопрос о поведении представителей «нормандской четверки»: президента Франции Франсуа Олланда и канцлера Германии Ангелы Меркель, которых МИД Украины должен задействовать для консультаций по российской провокации. Планируются и телефонные переговоры Петра Порошенко с Владимиром Путиным по сложившейся обстановке. В целом – сразу было понятно, что вариант внешнего влияния на украинские власти со стороны западных партнеров – проигрышная стратегия.
Но остается еще один весьма важный вопрос – попытка со стороны России дальнейшей эскалации конфликта и расширения своей агрессии с оккупацией новых территорий Украины. Стратегически понятно, что Крым превратился для России в остров, снабжение которого очень затруднено, особенно это касается расквартированных военных частей. Справиться с инженерными задачами строительства транспортного и энергомоста Россия не в состоянии, остается одно – пробивать сухопутный коридор от оккупированной части Донбасса в Крым. А вот для таких действий и нужна подобная провокация. Многие вспоминают как развязали Первую и Вторую мировые войны – через теракты и провокации.
Хотя в связи с Россией чаще вспоминают взрывы жилых домов осенью 1999 года, которые послужили прелюдией вторжения российских войск в Чеченскую Республику Ичкерия (ЧРИ), но более показательным является другой эпизод. Речь идет о боевых действиях на территории Ботхлиского и Новолакского районов Дагестана, которые фактически и были первой фазой Второй чеченской войны. В основе конфликта – выход из подчинения дагестанским властям ряда сел в названных районах республики.
В итоге это привело к столкновениям сначала с подразделениями милиции республики, а затем, «по призыву дагестанских властей» и к полномасштабной армейской операции по зачистке территории Ботхлиского и Новолакского районов Дагестана. Основные претензии российское руководство предъявляло президенту ЧРИ Аслану Масхадову, хотя за актом «вторжения Миротворческой исламской бригады» стояли известный чеченский полевой командир Шамиль Басаев и его тогда еще не столь известный соратник Хаттаб, не очень-то подчинявшиеся властям ЧРИ. Масхадов тогда осудил эскалацию конфликта в Дагестане, но от совместной с российскими войсками операции против мятежных сел отказался. Это стало чуть ли не основным поводом для вторжения российских войск в ЧРИ на фоне развернувшихся по стране терактов, унесших жизни сотен граждан.
Тут конечно возникает вопрос, насколько Владимир Путин в адеквате, если так топорно пытается обосновать новое вторжение российских войск на территорию Украины. К сожалению он абсолютно адекватен. Просто российское руководство действует не в рамках  норм политики или геополитики, а исходя из своих криминальных интересов. Гопник, желающий «навести порядок на районе» не особо заморачивается тонкими схемами действий, главное – он должен быть уверен, что действует «правильно». Вот эту самую уверенность Кремль и пытается извлечь из своих провокаций и терактов. Это как наезд рэкетира: если отказываешься платить ему дань или отдавать ему бизнес – он проводит показательную акцию устрашения.
А ситуация в самой России – далека от благополучия. Регионы России уверено погружаются в хаос архаизации, стремительно беднеют, федеральные власти стремительно теряют свой электоральный ресурс, который всегда задействовался в добровольно-принудительном порядке. При этом на региональном и федеральном уровне, Россия в долгах, как в шелках –  почти полтриллиона долларов внешнего долга при стремительно сокращающихся золотовалютных резервах, которые за последние три года практически ополовинились. Не говоря уж о том, что премьерское «Денег нет, но вы там держитесь. Хорошего вам настроения и здоровья!» очень точно характеризует ту социально-экономическую яму, в которой оказался Крым после оккупации и аннексии, став в один ряд с более чем 60 «исконными» российскими регионами, давно уже обосновавшимися в этой самой ямке.
Вопрос только в том, пойдет ли Путин ва-банк в данной ситуации? Крым – как тот пресловутый чемодан без ручки – и тащить тяжело, и выкинуть уже нельзя. Понты не позволяют, «правильные пацаны» не поймут…
В целом ситуация сложная и очень серьезная, вопрос только в том, что или кто остановит эту зарвавшуюся кремлевскую клику. К сожалению, сделать это может только внешняя по отношению к России сила –  внутри России таких сил попросту нет… Пишет: Обозреватель