К 25-летию Независимости Украины нельзя не написать о nostalgie-символе времен Януковича, №2 “Партии Регионов” Таисии Повалий и ее продюсере Игоре Лихуте, который по максимуму выжал из своей звезды все, что может, включая семейное счастье, и она ему по-прежнему подчиняется на все 100 % (что даже в мировом шоу-бизнесе – большая редкость).
Сообщает http://www.bbcccnn.com.ua/
Сожалею, конечно, что они не на стороне Майдана, но вполне понимаю, почему Лихута не захочет раскаяться никогда: то было “золотое” время “золотого голоса Украины” (как называли Таю с 90-х) в эпоху “золотого батона”.
Жаль лишь, что продюсер Игорь Лихута, столько лет имея самые доступ к Первому лицу государства, любившему шансон, поиграть на гитаре и попеть-погулять, умудрился просрать потенциал ничего хорошего не сделать ни для украинской культуры, ни хотя бы для вырастившего его украинского шоу-бизнеса. По минимуму, можно было бы пролоббировать хотя бы Закон о спонсорстве и меценатстве, на который столько лет молятся все без исключения творческие люди Украины. Пробей депутат Таисия Повалий этот закон и, допустим, второй, об авторских правах – они бы навсегда стали национальными иконами, потому что сделали хорошо всем поколеним шоу-бизнеса.
Впрочем, свой “национальный рекорд” Лихута таки установил – и урок на примере Игоря Лихуты молодые поколения в украинском шоу-бизнесе получат. Урок того, как продюсер артиста может превратить свою звезду в символ, который олицетворяет собой самое гнусное порождение страны за все 25 лет независимости – режим диктатора Януковича и его “Партии Регионов”. При этом обращает на себя внимание и одна крайне интересная деталь в карьере народной артистки Украины Таисии Повалий: Тая никогда (!) за все годы своей эстрадной карьеры не сделала ни одного (!) честного (т.е. по билетам) концертного тура по стране, если, конечно, не считать ее многочисленных предвыборных выступлений с турами Януковича, где она выступала в солянке с теми московскими звездами, с кем потом пела в дуэтах (корпоративы в счет не берутся).
Тае №2 идеально ложился и по жизни – всем старожилам украинского шоу-бизнеса известно, что за нее все всегда решает Лихута. И скажи, допустим, Игорь Тае “не пойдет Тая в Думу”, звезда мило бы всем объяснила, что плохо себя чувствовала или давление подскочило.
Я помню, как в украинском шоу-бизнесе появился тандем Лихута-Повалий. Дело было на “Славянском базаре-93” в Витебске, который на тот момент был единственным международным фестивалем для стран СНГ, член FIDOF – словом, тот фестиваль в 1993 был как финал Лиги Чемпионов в футболе. Пресс-атташе того фестиваля от Украины был я и, естественно, историю Таи, главной ставки украинского шоу-биза на “Славянский базар-93”, знал во всех подробностях и много писал о ней из Витебска.
На тот момент украинскому шоу-бизнесу было 4 года и его звездами, открытыми фестивалем “Червона Рута-89”, были Тарас Петриненко, Брати Гадюкіни, Андрей Миколайчук, Сестричка Віка, Мария Бурмака, блистали Тріо Маренич, Руся, супердуэт “Канікули”, “Вечірня школа”, “Вечірня поп-школа”, Ирина Билык, “Красные”, “ВВ”, Олекса Берест, Ирина Сказина, Александр Егоров, “Грин Грей” и др. Словом, джазовая певица из Белой Церкви Таисия Повалий начинала свой эстрадный путь в очень конкурентное для нашей эстрады время, ее талант был замечен и серьезно поддержан, пожалуй, лучшим продюсерским составом, которые мог выставить украинский шоу-биз.
Готовил Таю около года – №1 (на тот момент) саундпродюсер и звукорежиссер Олег Ступка, которому помогал весь украинский оргкомитет фестиваля. Игорь Лихута появился в команде в самый последний момент. Своей молодостью, обаянием, умением легко заводить друзей и веселить анекдотами Игорь выгодно отличался от молчуна и концептуалиста Ступки и его полюбили и приняли все. Появление Игоря в команде Олег Ступка тогда по секрету объяснил мне крайне прагматично: хорошим вокалисткам перед важным конкурсом весьма полезен регулярный секс, тогда женский голос выдает все свои самые богатые обертона (Тая на тот момент уже была разведена со своим первым супругом, композитором Повалий, и ее сердце было свободным). Впрочем, у медали полезности “регулярного секса” оказалась и обратная сторона. Накануне фестиваля, чуть ли не в день отъезда из Киева, Лихута дал понять Ступке, что отныне все решать будет только он, и Тая будет делать только то, что скажет он.
В Витебске-1993 счастливая со всех сторон Тая блистала и на кураже заработала второй подряд Гран-При для Украины. А директор-продюсер Лихута (правда, не без помощи фестивальных журналистов) сумел даже отбиться от претензий московского Оргкомитета, когда выяснилось, что оформляя документы, он дописал Тае лишний год (по регламенту – до 30 лет). Но – то было их время абсолютно во всем, им везло, как везет всем влюбленным, и никому не известный Игорь все-таки отстоял у москвичей полагающийся обладателю Гран-При cумасшедший по тем временам приз в $ 5000. В тот год украинский шоу-бизнес открыл нового продюсера Игоря Лихуту, который технично разобрался с москвичами и отодвинул самого Олега Ступку (с которым пара не поделилась, поскольку уже во время фестиваля Ступка отошел в сторону. Но после Витебска Лихута уже понимал, что саундпродюсеры есть и другие…
Словом, с моральными принципами Игоря было понятно давно, но стоит заметить, что до аннексии Крыма и войны с Россией говорить о морали в украинском шоу-бизнесе было сродни моветону. А с точки зрения финансовой успешности его единственного проекта – Лихуте равных не было: шутка тех лет о том, что одна Тая зарабатывает больше, чем весь украинский шоу-бизнес вместе взятый – похоже, была недалека от истины.
23 года вместе как единое целое, занимаясь одним любимым делом, плюс вилла в Испании, 5-комнатная квартира в Москве, машины, дома в Киеве – это ли не вожделенное семейное счастье? К тому же, оно было подкреплено всеми возможными финансовыми потоками “Партии Регионов”, которые текли в изобилии как от артистической деятельности Таи, так и от парламентской. К 20-летию своей продюсерской деятельности и юбилею супруги 22.11.2012, Лихуте даже удалось осуществить “мечту мечт” любого пост-советского артиста – сделать концерт в Кремлевском Дворце съездов. Пока что этим не может похвастаться ни один из украинских продюсеров, коих много.
(Кто не в курсе: только у Софии Ротару и Николая Гнатюка на Главной концертной площадке Москвы бывают сольные концерты. Ани Лорак такое еще не снилось (но уже почти маячит), Потап (несмотря на “зачет” в виде снятых именно там штанов) и Лобода (несмотря на успешный сольник на “Славянском базаре-2016”) – пока еще в первой лиге (и вовсе не факт, что пройдут в высшую), а, например, Лозе концерт там не светил даже в пик его популярности. В Москве свой, всегда уважаемый табель о рангах концертных залов и далеко не все, на самом деле, там решают деньги. Концерт в Кремлевском Дворце съездов считается самым статусным, его показывают центральные каналы и он, как золотой ключик, открывает артисту все российские шоу-бизнесовые перспективы, поэтому совершенно нечего удивляться активной гастрольной российской деятельности Повалий по России – это все “эхо” того концерта в сочетании с правильной по путинским меркам артистической позицией.)
Вместе с тем, так и осталось загадкой, почему после сумасшедшего успеха в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, Игорь Лихута не повторяет этот же концерт в туре по Украине или хотя бы концертом-двумя в ДК “Украине”. Это было бы логично. Именно в те золотые времена режима Януковича Тая находилась на пике своей карьеры и звезды сложились на момент всенародного украинского обожания (ну и что, что “имени Партии Регионов”?). И так же, как когда-то я был убежден в ее самом первом Гран-При в Витебске летом 1993 на всех ее 3-х конкурсных днях), так же я был убежден зимой 2013-го, что на свой первый сольный концерт в ДК “Украина” Тая Повалий могла бы собрать даже 5 залов.
Сегодня Игорь с Таей отчаянно пытаются вновь интегрироваться в современную Украину – совсем не отдавая себе отчет в том, что мы, как нация, стали другими. И красиво-спетой классикой уровень презрения украинского народа не понизишь. Лихута в свое время настолько железобетонно раскрутил Повалий, как главную певицу режима Януковича, что ее №2 в народной памяти останется надолго, если не навсегда. Как всем известный золотой батон. Особенно после прошлогоднего интервью Лихуты.
А еще – позорным пятном в памяти останется визит Повалий в статусе народного депутата Украины в российскую Госдуму в самый тяжелый для нас год, вовсе не для того, чтобы спеть “Київський вальс” . Почему-то думается, что взамен на тот важный для кремлевской пропаганды визит Лихута выторговал пожизненное приоритетное присутствие Таи во всех праздничных концертах канала “Интер” – что и происходит который год. (“Приоритетность” присутствия Повалий выражается в том, что в каждом концерте Тая обязательно исполняет на 1 песню больше, чем любой другой артист).
Другой момент, задумывается ли Лихута, что каждый раз дважды видя Повалий в праздничные прайм-таймы на Интере (еще и дважды) общественность вновь и вновь будут обращаться к СБУ и Генпрокуратуре с требованиями дать правовую оценку тому позорному визиту украинских депутатов в русскую Госдуму, напоминая о том, что этого до сих пор не сделано.