Конфликт крымского «правительства» с федеральными силовиками и чиновниками не исчерпан. Он перешел в стадию кулуарного противостояния, в котором позиции псевдопремьера Сергея Аксенова и его команды слабеют с каждым днем.
«Крымский Че Гевара» Герои «крымской весны», которых в московских кабинетах ехидно называют «революционерами», изначально не пользовалась поддержкой и доверием российской номенклатуры. Во-первых, причина кроется в больших деньгах, которые Кремль (на словах) планировал направить в Крым. Сейчас на кону почти триллион рублей по федеральной программе, которые должны освоить к 2020 году. Крымчан к этим деньгам и близко не допустят. Тут для «своих» уже не хватает. Во-вторых, крымские руководители и политики с самого начала вели себя вызывающе (по московским меркам) в отношении федеральных министерств и ведомств. Они искренне надеялись навязать федералам модель поведения, успешно апробированную в отношениях с Киевом: всячески демонстрировать свою автономность и требовать особого отношения. По их мнению, Москва должна была мириться с некоторыми «недостатками» и «перегибами», но эти мечты оказались напрасными. В-третьих, Аксенов до весны 2014 года для Москвы был никем.
Без серьезных связей и политического опыта он довольствовался 3%, которые «Русское единство» выпросило в 2010 году у тогдашнего главы Партии регионов в Крыму Василия Джарты. И лишь необходимость в «крымском Че Геваре» (это слова «спикера» Владимира Константинова) и нежелание видеть в премьерством кресле Леонида Грача открыли Аксенову путь на главный пост в республике. Уже к весне текущего года стало окончательно ясно, что заткнуть федералов за пояс не получится. Слишком много скопилось компромата, начиная с разворованной гуманитарки и пресловутой «национализации», провалов в работе и явных фактов коррупции.
К тому же у московских товарищей гораздо больше опыта в плетении кулуарных интриг и силовых рычагов влияния на ситуацию.
«Спикер» Константинов зимой неуклюже пытался оправдать себя и «правительство» республики тем, что «Москва выделила много денег, а мы не в состоянии их освоить». Мол, такое счастье привалило, что не знаем, что с ним делать. Почему в таком случае не хватает денег на зарплаты бюджетникам и крымский «минфин» ходит с протянутой рукой по московским кабинетам, Константинов не уточнил. «Нас в Москве никто не поддерживает, кроме «папы» (Путина, – прим. авт.). Все остальные требуют вечных согласований, предоставления отчетов. Постоянно давят. И не только авторитетом», — примерно такие ответы можно услышать в кулуарах крымской «власти». Причина такого отношения проста. Для российской элиты крымские «герои» – «мавры», которые должны уйти с политической сцены. В прошлом месяце их хорошенько «простимулировали» рядом громких уголовных дел и тоннами компромата, фактически на некоторое время парализовав работу «Совмина».
Парламент для двоих Аксенову и Константиновну позволили самостоятельно сделать только одно: провести выборы в так называемый «Госсовет» осенью прошлого года. Места в списке «Единой России» они разделили примерно поровну, наделив мандатами кумов, сватов и родственников в купе с бывшими и нынешними компаньонами по бизнесу. Уже тогда в околополитической тусовке Крыма ходили разговоры о том, что этот состав «Госсовета» не отработает весь срок, списки сформировали на скорую руку, профессионализм депутатов вызывал сомнения, но «иного пути не было», потому что полуостров нужно было в максимально короткие сроки «интегрировать в Россию». ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Аксенов признал, что Крым не в состоянии обеспечить себя продуктами ПО ТЕМЕ В Крыму комфортно только танкам И даже назывался наиболее возможный вариант: проведение досрочных выборов в Крыму одновременно с выборами в Государственную Думу. Напомним, они запланированы на сентябрь следующего года. Теперь на фоне всего случившегося такая перезагрузка республиканского «парламента» с последующим переформатированием «Совмина» становится реальной.
У Аксенова все еще остается шанс воспользоваться данной возможностью, выбив себе более-менее приличный пост в правительстве или место в Госдуме. Подбирать варианты лучше уже сейчас, так как с таким валом проблем уже зимой будет поздно. Крымские «парламентарии» серьезно подставились, проголосовав за так называемую национализацию – грабеж чужого имущества. В российском законодательстве нет термина «национализация», и в будущем это может стать одним из пунктов обвинения против крымских «героев». Типичная сталинская административная методика, когда министру давали большие полномочия, а через пару лет расстреливали за «перегибы» и «головокружение от успехов». На первых порах Константинов с Аксеновым прикрывались «переходным периодом», а в случае дальнейших нестыковок с российскими нормами хотели инициировать изменения в российское законодательство. Крымский «спикер» об этом несколько раз заявлял на рабочих совещаниях. Первый тревожный сигнал прозвучал в декабре 2014 года, когда в «Ведомостях» появилась статья «Госдума недовольна властями Крыма».
В ней крымских «революционеров» критиковали за излишнюю инициативность. Местные власти вносили законопроекты без предварительного согласования наверху, что весьма раздражало думских функционеров. Текст вышел аккуратно через неделю после визита спикера Сергея Нарышкина в Крым. Совпадение? Сомневаюсь. Особенно с учетом того, что зимой Константинов и Аксенов несколько раз заводили разговор о продлении «переходного периода», но визит Нарышкина развеял их последние надежды. С высокой трибуны было объявлено, что полуостров полностью адаптировался к российским реалиям и более не нуждается в каких-то существенных поблажках. И тут Аксенов на пару с Константановым совершили очередную стратегическую ошибку: продолжили заниматься «самодеятельностью», рассчитывая на благосклонность президента РФ.
Следующей ошибкой Аксенова, которую ему точно не простят, стала его попытка вывести в публичную плоскость кулуарного конфликта между коррумпированными министрами и силовиками. «Гадости в Интернете» Люди, общавшиеся с Аксеновым уже после «русской весны», признавали, что крымскому псевдопремьеру пришлась по душе манера поведения главы Чечни Рамзана Кадырова, его пренебрежительное отношение к российским силовикам и единоличное управление республикой. Другого объяснения, почему Аксенов в ответ на уголовные дела против своих министров распорядился создать «правительственную комиссию» по защите коррупционеров и бездельников, просто нет. Он, действительно, возомнил себя вторым Кадыровым.
Если Москва проглотила (или сделала вид, что не заметила) кадыровский приказ республиканскому МВД открывать огонь по коллегам из Москвы или других республик, то в случае с Аксеновым действовали более жестко. Его вызвали «на ковер» в центр, а текст приказа по созданию «коррупционной комиссии» исчез с сайта республиканского «правительства», не провисев там и дня. После этого Аксенова ограничили в общении с журналистами. Весьма показательным было его недавнее интервью «Медузе». Как пишет журналист Илья Жигулев, посредине разговора, который проходил в кабинете Аксенова, зашел представитель президента РФ в Крыму Олег Белавенцев. Он поздоровался с журналистом, сел за стол, и далее разговор проходил в его присутствии. За все время интервью Белавенцев не проронил ни слова. Зато журналист смог мастерски передать, как после появления Белавенцева, крымскому псевдопремьеру было менее комфортно говорить. В такой ситуации Константиновну и Аксенову не на кого опереться. Конфликт с силовиками утих только на уровне публичной дискуссии.
Тома уголовных дел никуда не делись, и при необходимости им дадут ход. Только на этот раз следователи могут подобраться уже вплотную к самим крымским «героям». Рассчитывать на поддержку крымчан они тоже не могут. Крымские и федеральные СМИ пестрят материалам о злоупотреблениях местных властей. Сначала героями разоблачительных статей были министры и руководители комитетов «Госсовета», потом информационная волна захлестнула вице-премьеров. В частности, Николая Янаки, Михаила Шеремета и Дмитрия Полонского уличили в коррупции и использовании должностных полномочий в личных целях. Полпреда Белавенцева не трогали до последнего, но недавно издание «Федерал.Пресс» «проехалось» и по всесильному адмиралу, затронув его бизнес-интересы в Москве и Крыму. В Сети появились свидетельства бывших участников «самообороны», которые прямым текстом обвиняют Аксенова и его команду в бандитизме, припоминая неприятные факты из их биографии в 90-е годы.
Примечательно, что авторы данных материалов не опасаются нарваться на иск или просто на физическое давление. Скорей всего, этих людей прикрывают силовики. Сам Аксенов в такой ситуации оказался способен только на ответы в духе «сам дурак». На минувшем заседании «Совмина» он обрушился с гневной критикой в адрес тех, кто «пишет гадости в Интернете» о работе республиканского «правительства». Звучало, как крик отчаяния.
Джерело: http://nr2.com.ua/