четвер, листопада 5

“Все плохо”: Росія може залишитися без флоту і ракет

Зростання витрат російського бюджету на оборону з одночасним скороченням витрат на освіту та охорону здоров’я незабаром може стати фактором соціального вибуху. 
“Основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов в условиях резкого падения цен на нефть. Проект бюджета на 2016 год показывает, что решение этой проблемы отложено на последующие годы”, — говорится в докладе ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, основанном на экспертном заключении различных подразделений университета.

Авторы предупреждают, что времени на решение проблемы не остается.” Про це йдеться у публікації на сайті Свободная зона, повідомляють Патріоти України. Например, рост расходов на пенсионное обеспечение, несмотря на сокращение индексации пенсий, означает, что реформировать систему придется в любом случае — но в еще менее благоприятных условиях. Траты на госаппарат и оборону растут, а инвестиции в образование и здоровье людей падают — долго так продолжаться не может. «Не существует нескольких рингов: на одном мы успешно проводим запуск ракет из акватории Каспийского моря, а на другом — сокращаем расходы на науку и образование с формулировкой «надо затянуть пояса». Если в этих вопросах мы сегодня затянем пояса, завтра не будет ни ракет, ни флота», — уверяет Кузьминов. Несоциальный бюджет Эксперты ВШЭ отмечают, что бюджет становится все менее «социальным». 
Пенсии в реальном выражении снизятся в 2016 году на 3–4% (после индексации на 4% при ожидаемой инфляции в 7,4%), пенсионные накопления замораживаются третий год подряд, а «назревшие реформы в этой сфере (в частности, повышение пенсионного возраста) были вновь отложены». Больше всего их тревожит сокращение расходов на образование и здравоохранение, которое «приняло системный характер и проявляется в опережающем сокращении этих расходов и по доле в бюджетных расходах, и в номинальном, и в реальном выражении». В 2016 году в номинальном выражении расходы на здравоохранение сокращаются на 8%, на образование — на 8,5% (по сравнению с 2015 годом). Расходы на высшее образование в 2016 году составят лишь 78% от уровня 2012 года. Дошкольное и профессиональное образование перекладываются на региональные бюджеты — хотя зачастую возможности финансировать эти обязательства у них нет. Уже в 2015 году регионы начали урезать номинальные расходы из-за недостатка доходов и источников финансирования дефицита. 
«В январе–августе 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем номинальных расходов сократили 18 регионов. При этом 27 регионов за тот же период сократили в номинальном выражении расходы на образование», — пишут эксперты ВШЭ. Добавит проблем регионам сокращение общего объема межбюджетных трансфертов в 2016 году в номинальном выражении на 3,9%, которое они «скорее всего не смогут компенсировать». Коллектив ВШЭ пересчитал оценки для всей бюджетной системы в целом в неизменных ценах 2012 года, приняв во внимание фонды ОМС и бюджеты регионального уровня: оказалось, что при таком способе расчета расходы на образование из бюджетов всех уровней сокращаются в 2016 году по сравнению с 2012-м на 14%, а расходы на здравоохранение — почти на 20%. Непроизводительные расходы При этом растут расходы на оборону, госуправление, а также доля секретных и непрозрачных расходов. «Несмотря на все декларации о снижении расходов на управление, их доля в бюджете неуклонно растет: по сравнению с 2012 годом в 2015–2016 годах этот рост составил 0,8–0,9 процентных пункта», — подчеркивают авторы. Доля расходов на оборону в 2015 году выросла по сравнению с 2012 годом на 6 процентных пунктов (см. таблицу), в номинальном выражении они увеличились на 72%. Хотя их массированный рост создал дополнительный спрос в промышленном секторе, его оказалось недостаточно для того, чтобы «переломить общую негативную динамику промышленности».
 В закрытой части бюджета добавились расходы на поддержку отдельных отраслей, социальную поддержку населения и гуманитарную помощь жителям других государств. Очевидно, что распределение этих средств предполагается осуществлять «в ручном режиме», пишут авторы. Еще сильнее ухудшить прозрачность расходования средств может предложение о засекречивании государственных закупок силовых ведомств: «общий объем пока еще открытых госзакупок только по линии МВД в 2015 году согласно уточненной бюджетной росписи составит 114 млрд руб.». Проблему big government Кузьминов предлагает решать переходом к «более компактному государству», а начать следует с давно обсуждаемой реформы контрольно-надзорной деятельности — перейти, наконец, на риск-ориентированные подходы к проверкам бизнеса. По словам ректора ВШЭ, прямые расходы на систему проверяющих органов превышают 100 млрд руб., а расчетные потери бизнеса оцениваются в сумму от 1,5 трлн до 5 трлн руб. в год. Нефть не поможет Для сведения бюджета правительство было вынуждено мобилизовать дополнительные нефтегазовые доходы — 312 млрд руб. за счет повышения налоговой нагрузки на сектор.

Но если повышение НДПИ на газ и газовый конденсат выглядит оправданным (уровень налоговой нагрузки в газовом секторе значительно ниже, чем в нефтяном), то дальнейшая «стрижка» нефтяного сектора не может быть долгосрочным решением, предупреждают эксперты ВШЭ. Учитывая, что нефтедобыча России будет перемещаться на восток и север, то есть себестоимость добычи будет возрастать, увеличение налоговой нагрузки сделает наиболее дорогостоящие проекты нерентабельными. Поэтому предложенное решение — сохранение экспортной пошлины на нефть на текущем уровне вместо планировавшегося уменьшения — максимум на два года.
 Авторам видится «проблематичным дальнейшее использование инструмента повышения налоговой нагрузки в нефтяном секторе в 2017-м, 2018-м и последующих годах». А в условиях низких мировых цен на нефть и растущей конкуренции на европейском рынке газа весьма вероятно сокращение доходов от углеводородного экспорта, зачисляемых в бюджет. Источники их частичного замещения — «главный вопрос следующего бюджетного цикла».




Джерело: http://patrioty.org.ua/