Каждый раз, когда я натыкаюсь на словосочетание «феномен Трампа», меня разбирает смех, поскольку мой мозг моментально извлекает из глубин моей памяти старый анекдот о мужике, который триумфально ввалился в кабинет к врачу и, вывалив перед тем свои половые причандалы, гордо объявил:
Сообщает: http://newsonline24.com.ua
— Доктор, у меня при ходьбе в мошонке что-то громко звенит! Я, наверное, какой-то феномен!
— Ну, что вы, голубчик, — невозмутимо отреагировал видавший виды эскулап, — никакой вы не феномен. Вы, батенька, обычный мудозвон.
Иными словами, мудозвон становиться феноменом только в том случае, когда в него начинают верить другие. И с этой точки зрения неожиданный взлет в отборочном процессе кандидата в президенты США от Республиканской партии Дональда Трампа, патологического вруна и самовлюбленного фанфарона, действительно можно было бы рассматривать как феномен. Но не самого Трампа, а эффекта разгневанной толпы, потенциальной угрозы возникновения охлократии даже в условиях стабильной и отработанной демократии.
Так что, скорее, мы наблюдаем вполне старое явление. Оно было известно со времени первых античных демократий. Это лишь подтверждает мысль, что натура людей везде и всегда одинакова, в том плане, что всегда найдется достаточное количество народу, готовое отбросить рациональное ради эмоционального, исходя из чувства личной фрустрации. И это очень важный момент. Большинство людей воспринимают мир не через сравнительные графики ВВП или статистики по доходам на душу населения, не через социальные исследования или исторический анализ, а собственные ощущения.
А ощущения эти просты до невероятности: мне хорошо, и в этом исключительно моя заслуга, или мне не нравиться мое положение, и в этом вина других. Поэтому можно сколько угодно указывать на динамику роста, несмотря на все вызовы недавнего кризиса, американской экономики, мощь вооруженных сил США, уровень свобод и возможностей, но не каждому американцу это видение доступно. Он не вписывается в социальные перемены, происходящие вокруг него, не ощущает себя частью глобальной экономики, до которой ему нет дела, не может понять, побеждает Америка в войнах с террористами или проигрывает.
А политические склоки последних десятилетий, в результате которых престиж законодателей упал ниже плесени, и которые заангажированные СМИ превращают в публичные шоу личных нападок, пока вездесущий интернет раскручивает их до состояния постоянного зуда в ушах и голове, только добавляют фрустрации усталому уму. И как отчаявшаяся жена после лет 10 неудавшегося брака, ум начинает просить: «Скажи мне хоть что-нибудь хорошее».