Говоря о первостепенных задачах, стоящих перед новым составом Кабмина (очевидно, что вопрос смены Премьера будет решён уже в ближайшие дни), стоит поподробнее рассмотреть «достижения» команды «камикадзе» под руководством Арсения Яценюка – именно этот перечень и станет повесткой дня на ближайшие месяцы.
Есть ли позитивные предпосылки на будущее – особенно для экспортеров, которые и являются основным двигателем нашей экономики?+ Согласно оценкам Мирового банка, среднегодовая цена на черные металлы в этом году упадет на 15-20%, зерновые культуры — на 10-15% (на эти две группы товаров приходится порядка 38% отечественного экспорта). Оценим по достоинству и то, что экспорт украинских товаропроизводителей за два прошедших года сократился на 40%. Всё это неизбежно приведёт к сокращению объёма валютных поступлений. Естественно, это негативно отразится на каждом из наших сограждан: из-за высокой инфляции и весьма скромного повышения соцстандартов, реальная заработная плата по итогам этого года снизится не менее чем на 3%. Подталкивать цены вверх будет девальвация гривни (ее курс вполне может «просесть» до 32 грн./$) и дальнейший рост тарифов.+ Это повлияет на увеличение затрат, а, значит, снизит конкурентоспособность предприятий и покупательную способность населения.
Что мог сделать, но не сделал в этой ситуации Кабмин Яценюка? Правительство в штыки восприняло налоговый законопроект Южаниной, который предполагает ослабление налогового давления, что, в свою очередь, стимулировало бы малый и средний бизнес выйти из тени. А мы с вами помним: на руках людей сконцентрировано 60 млрд долл, которые в «белой» экономике никак не отображены.+ По сути, основная цель этого законопроекта — детенизация экономики, т.е. установление общего уровня перераспределения ВВП через бюджет (35–37% от ВВП), который позволяет отказаться от использования распространенных сегодня схем оптимизации уплаты налогов (при применении налоговых ставок по «проекту Южаниной» существует достаточно высокая вероятность превышения поступлений в бюджет до 40 млрд грн). Только этот проект может помочь наростить ВВП до 10% — а нам это необходимо, так как с 2019 г. мы будем дополнительно платить 10 млрд долл (по условиям нашей реструктуризации). Иначе – дефолт в 2019 г. неизбежен.+ Много говоря о евроинтеграции и противостоянии российскому давлению, Кабмин так и не переформатировал схему газового транзита. А ведь точку закупки российского газа с западной границы Украины на восточную необходимо было перенести ещё 2 года назад. ЕС готов покупать российский газ на границе России и Украины – об этом заявляла пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера. А что наш Кабмин? Увы, и здесь без позитивных сдвигов…+ Наиболее масштабные «реформы» в исполнении команды «камикадзе» оказались всего лишь сокращением потребления импортируемых углеводородов.
Но вполне уместен вопрос: сокращение потребления бензина – это реформа? Если мы уменьшаем употребление гречки – это реформа или нет? Это положительно, но это не реформа. Мы ждем изменений в экономике. Чтобы она была продуктивной, чтобы увеличивались золотовалютные резервы, чтобы строились заводы… А так – имеем сокращение потребления энергоресурсов, обусловленное не внедрением энергосберегающих технологий, а общим спадом производства.+ Объективным индикатором «успеха реформ» является объём эмиграции: за прошлый год, по неофициальным данным, из Украины уехал 1 миллион человек (даже по официальным – 600 000). Как Вы понимаете, это не пенсионеры с детьми, а люди предприимчивые, толковые и квалифицированные.