середу, червня 8

"МИНСК-2": ОРДЛО АТАКУЕТ, УКРАИНА ПОКА НЕ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

Москва и террористы ОРДЛО придумали новый способ заставить Киев выполнять условия, которые утвердил сам же Президент Украины. 

Однако Киев сопротивляется - и пока успешно. "Цензор.НЕТ" выяснил детали сопротивления.


31 мая и 1 июня в Минске прошли переговоры так называемой Контактной группы, и главное участие там принимала "политическая группа" - единственная, работавшая все два дня. Переговоры ознаменовались скандалом: сепаратисты обвинили Украинскую сторону в срыве диалога, который, впрочем, как будет видно ниже, и так шел вкривь и вкось.

Два месяца назад из группы вышел дипломат и опытный политик Роман Безсмертный. А недавно - опытнейший аналитик Владимир Горбулин. Последнего, говорят, увезли с заседания буквально на скорой. Это не помешало сепаратистам заявить, что Украина-де "срывает" переговорный процесс, выводя своих игроков. Тот факт, что Горбулину 77 лет, и он отнюдь не может похвастаться молодецким здоровьем, его сепаратистских визави не останавливает.
Замена Горбулину, между тем, нашлась такая: замглавы Нацакадемии наук Сергей Пирожков, руководитель тамошней секции гуманитарных и общественных наук, дипломат со стажем. В одном из недавних интервью, от апреля текущего года, еще будучи послом в Молдове, г-н Пирожков рассказывал, как в еще 1992 году в журнале "Віче" опубликовал статью об опасности российского шовинизма, и, соответственно, российской военной агрессии против Украины.
Тогда, по его словам, главред вынужден был оправдываться перед целым парламентом. В общем, этого человека трудно назвать русофилом. Так что сторона ОРДЛО сразу приняла назначение г-на Пирожкова в штыки. А на переговорах 1 июня сепаратисты возмутились тем, что новый переговорщик (по информации "Цензор.НЕТ") отказался обсуждать ряд "хотелок" боевиков и Москвы, мотивируя это отсутствием надлежащих полномочий.
"Это просто провокация", - сказала в комментарии "Цензор.НЕТ" член политической подгруппы Ольга Айвазовская.
Между тем, в самой ОРДЛО, точнее, в первую очередь в "ДНР", в последние дни происходят любопытные вещи. Так, "глава ДНР" Александр Захарченко объявил о запрете въезда на подконтрольную ему территорию 49 политиков и бизнесменов местного происхождения.
Список получился чрезвычайно интересным. В нем, например, есть Ринат Ахметов, Борис Колесников, Юрий Бойко, Андрей Клюев, Виктор Пшонка, Виталий Захарченко, Раиса Богатырева, Татьяна Бахтеева, Сергей Тарута, Владимир Рыбак, Александр Лукьянченко, заядлый сепаратист, ныне проживающий в Москве Николай Левченко и знаменитый экс-"смотрящий" за делами Семьи Януковичей Юрий Иванющенко ("Енакиевский"). Есть не менее знаменитый Сергей Курченко, тоже сбежавший в Москву. Есть и "аполитичные" бизнесмены: Георгий Скударь (Новокраматорский машстрой), Леонид Байсаров (шахта "Краснолиманская Западная"), Александр Янковский ("Стирол).
Зато нет как нет ни легендарного Ефима Звягильского, ни когда-то вышедшей в нардепы из пресс-секретарей Бориса Колесникова Елены Бондаренко, ни бывшего главного налоговика Александра Клименко, который сейчас правдами и неправдами пытается вернуться в большую политику, но отнюдь не в Донецке, а в Киеве… А кроме того, въезд в Донецк остается открытым для Николая Азарова и Виктора Януковича.
Комментаторы в Москве, Донецке и Киеве, в общем, склонны усматривать две главные версии появления "черного списка". Во-первых, речь несомненно идет о дальнейшем переделе собственности под видом ввода террористами "государственных администраций" на те или иные, еще работающие, предприятия. Такие шаги систематически осуществляются с прошлого года, и пару недель назад Захарченко обещал их активизировать - а то, мол, олигархи не торопятся платить "молодой республике" налоги, а предпочитают перерегистрировать бизнес на территории, подконтрольной законным властям.
Но, во-вторых, как полагают некоторые аналитики, речь идет еще и о зачистке электорального поля. Если и не в преддверии выборов (о вероятности которых ниже), то перед объявленными Захарченко "праймериз". По задумке вожаков сепаратистов, эти "праймериз" должны продемонстрировать нерушимость, как говорили в советское время, "блока коммунистов и беспартийных" - то есть созданного "под Захарченко" движения "Донецкая республика", второго по представительству в тамошнем "парламенте" блока "Свободный Донбасс" и примыкающих к ним лояльных самовыдвиженцев. А вот потенциальным конкурентам из числа бывших "регионалов" и структур того же Ахметова на этих выборах делать, по мнению вожаков "ДНР", нечего.
Между тем, самые горячие битвы - как в Минске, так и в западных столицах - ведутся за собственно назначение местных выборов в ОРДЛО. Еще 29 апреля главный российский переговорщик в Минске Борис Грызлов представил некую "дорожную карту" диалога, которая и должна бы приблизить назначение выборов. Если коротко, суть в том, чтобы обязать уже конкретно украинскую делегацию, а не находящиеся в Киеве власти, следовать плану Москвы, по которому в регионе сначала происходят "выборы", легитимизирущие самопровозглашенную "власть", а уж потом можно поговорить и о разоружении боевиков и возвращении контроля Украины над границей.
Украина продолжает придерживаться диаметрально противоположной точки зрения. Как сообщили "Цензор.НЕТ" участники переговоров 1 июня, в итоге дело снова просто не дошло до обсуждения "дорожной карты". Во главу угла Киев ставит разоружение боевиков и отвод российских войск, без чего считает голосование невозможным.
Впрочем, эта причина - далеко не единственная: например, как уже сообщал "Цензор.НЕТ", Киев остро настаивает на праве голоса для временных переселенцев. Причем сейчас украинские переговорщики предлагают предоставить это право по месту фактического проживания внутренних мигрантов, то есть на подконтрольной законным властям территории. Излишне говорить, что у боевиков эта инициатива понимания не встречает. Как и вопрос участия в выборах украинских политических сил.
В этом смысле бросаются в глаза новые веяния сепаратистской пропаганды. Раньше там явно занижали количество погибших боевиков, одновременно упирая на факты гибели мирных жителей (или выдавая за "мирных" самих боевиков). Кроме того, с конца прошлого - начала текущего года террористы взяли на вооружение новую методику подсчета "неспровоцированных" обстрелов ВСУ: в ряде случае как отдельный факт обстрела стали фиксироваться каждая мина, снаряд или даже пулеметная очередь. Благодаря этому донецкому "минобороны" удавалось насчитывать сотни "обстрелов" в неделю, о чем аккуратно информировалась поначалу не вникавшая в такие детали мировая общественность.
Сейчас упоминаний об уничтожении и ранениях вооруженных сепаратистов украинским огнем стало относительно побольше. Вместе с тем, сообщения о "героических победах" над правительственными войсками практически исчезли, по крайней мере, из официальных сепаратистских СМИ. Вместо этого сплошь и рядом сообщается о случаях гибели украинских военных то якобы вследствие "дружественного огня", то на собственных минах, то в результате якобы происходящих конфликтов между разными воинскими частями, в частности, из числа бывших добровольцев и регулярных войск.
Цель такой стратегии ясна: убедить все тот же Запад, что миролюбивые мятежники ни в кого не стреляют, а "Минские соглашения" нарушает исключительно Киев.
Главное давление на Запад в интересах сепаратистов оказывает, разумеется, Москва. Глава МИД РФ Сергей Лавров уже после встречи в Минске заявил, что российская сторона согласна на расширение миссии ОБСЕ и даже ее вооружение (правда, только пистолетами, тогда как Киев настаивает на полноценной вооруженной миссии с тяжелой техникой). Но тут же Лавров подчеркнул, что те же контроль над границей и разоружение боевиков могут быть одобрены террористами только после принятия Украиной законов о выборах и об амнистии.
При этом заявления самих сепаратистов демонстрируют, что продвинуться в навязывании своих требований Киеву им пока не удается. Если незадолго до встречи в Минске Захарченко утверждал, что имеющиеся планы и "дорожная карта" россиян делают назначение выборов реальным "уже в первом полугодии", то после выпустил, вместе со своим луганским подельником Игорем Плотницким, резкое заявление о якобы невыполнении Киевом "Минских соглашений".
"Народ Донбасса не признает Законы Украины, не согласованные с его представителями, и, уж тем более, не станет проводить по ним выборы. Мы также считаем деструктивной позицию Украины в отношении принятия изменений в Основной Закон страны. Принятие изменений в Конституцию Украины, не согласованных с ДНР и ЛНР, мы будем считать грубейшим нарушением Минских соглашений", - возмутились сепаратисты.
Более того, сепаратисты объявили о "сборе подписей" среди населения с обращением к неким неназванным международным организациям о якобы невыполнении Киевом Резолюции Совбеза ООН от 17 февраля 2015 года, которым одобрены "Минские соглашения". Правда, украинские дипломаты сомневаются в особой политической эффективности этой меры. "Во всяком случае, в СБ ООН подобные обращения не практикуются", - сказал "Цензор.НЕТ" экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко.
В то же время, нет сомнений, что новый ход станет пиар-инициативой, призванной "заговорить" усиление огня со стороны боевиков, а также, например, тему сбитого ими два года назад нидерландского лайнера, о чем следственные органы Нидерландов в ближайшее время должны опубликовать подробный отчет. Какие шаги в ответ намерена предпринять украинская дипломатия, увы, остается пока что неясным.

Александр Михельсон, "Цензор.НЕТ"