пʼятницю, травня 15

Послевоенная жизнь танка Т-34 на африканском континенте (фото)


Танк Т-34, сколько бы ни было о нем споров, бесспорно стал претендентом на звание лучшего танка XX века.
Традиционно он ассоциируется с периодом Второй мировой войны - боями в Европе, на заснеженных полях под Сталинградом, в городах Германии...
 Однако, у многих "тридцатьчетверок", была и в буквальном смысле, "горячая" послевоенная судьба. Из далекой холодной России их занесло в жаркие саванны и дикие джунгли. В результате поставок техники из Советского Союза дружественным режимам третьего мира, полем боя Т-34 стал и африканский континент. Устаревшие для боев с танками нового поколения на полях вероятной Третьей мировой, они отлично вписались в армии стран с низким уровнем технического развития. Хорошая ремонтопригодность Т-34 оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.

Ну и кроме того, за счет его дешевизны и относительной устарелости, его было банально не жалко отдать новым бестолковым союзничкам из жарких стран. Пушка стреляет, броня есть - что еще нужно для счастья на войне, в которой у противника почти нет средств противотанковой защиты? Были и недостатки. К примеру, у Т-34 были явные проблемы с охлаждением двигателя, которые проявилялись даже в ходе боев летом в Европе. Американские испытатели с Абердинского полигона, обкатывавшие «тридцатьчетверку» в 1942 г., отметили, что «Плохая система охлаждения двигателя ограничивает возможности движения при широком интервале температур». Или в другой части отчета: «Охлаждение двигателя не удовлетворяет требованиям наших стандартов, и если бы оно не компенсировалось самой конструкцией двигателя, то срок службы двигателя значительно бы сократился». Проблемы были и с воздушными фильтрами - пыль их быстро забивала, их необходимо было менять.
 Ну и естественно, в "тридцатьчетверке" изначально не было предусмотрено никаких систем кондиционирования для облегчения жизни экипажа в жарком климате. А ведь при жаре до +50 градусов это не только вопрос комфорта - танкисты рисковали своим здоровьем при работе в такую жару и запросто могли получить тепловой удар. Однако, даренному танку в кондиционер не смотрят - особенно в Африке. Дешевизна и простота Т-34-85 с лихвой перевешивала все недостатки. Первые 230 "тридцатьчетверок" прибыли в Египет в 1953— 1956 годах. Это были танки чехословацкого производства. Часть из них оказалась уничтожена в ходе англо-франко-израильской интервенции против Египта в октябре — ноябре 1956 года. Израильские танкисты, воевавшие на «шерманах» и АМХ-13, подбили 26 Т-34-85. Боевых столкновений между египетскими и англо-французскими танками не отмечалось. Новую крупную партию Т-34-85 — 120 машин — на берега Нила доставили из Чехословакии еще до конца 1956 года. За ней последовала вторая (в 1962 -1963 годах), а в 1965 — 1967-м — третья, еще 130 танков.
 В начале 60-х годов поставки "тридцатьчетверок» из СССР и Чехословакии начались в Сирию. Во время «шестидневной» войны 1967 года эти танки находились в первой линии танковых частей вместе с Т-54. Как известно, в этой войне арабы потерпели поражение. На Синайском полуострове израильские войска подбили и захватили 251 танк Т-34-85. Потери сирийцев были значительно меньше, как по причине меньшего количества задействованной бронетехники, так и из-за условий ее применения — Голанские высоты — это не Синай. Интересно отметить, что на Голанах против израильских войск под сирийским флагом сражались бывшие противники: немецкие танки Pz.lVAusf.l, полученные в конце 40-х годов из Чехословакии и Франции, и Т-34-85. В «войне судного дня» в 1973 году Т-34-85 использовались в значительно меньших масштабах и привлекались в основном для решения вспомогательных задач. Подобно израильским «шерманам», многие из них накануне этой войны подверглись модернизации и переделкам.

Т-34 приняли участие в боевых действиях в Западной Сахаре в 1970 году. Эфиопия применяла их в Эритрее и против Сомали в 1977 — 1978 годах. Впрочем, Т-34-85 имелись и в составе сомалийской армии, вторгшейся в эфиопскую провинцию Огаден. Война между Сомали и Эфиопией 1977-1978 гг. никогда не освещалась у нас достаточно подробно, поскольку её часто относили к так называемым “локальным конфликтам”. На самом же деле происшедшие там события имели далеко идущие последствия не только для этих стран, но и для сверхдержав. Как ни странно, “первую скрипку” здесь тоже довелось сыграть Т-34-85. В Сомали в период сотрудничества с СССР было доставлено не менее 200 танков Т-34-85 в модернизированном варианте, в то время как общее количество более современных Т-54 и Т-55 едва превышало 50.
 Вот и получилось, что в 1977 году “тридцатьчетверки” вновь стали основными боевыми танками, правда уже в Африке. Эфиопия также получала поддержку из СССР с 1977 года, когда отношения СССР и Сомали резко испортились. Советская военная помощь, предоставленная Эфиопии в июне-июле 1977 года, включала средние танки Т-34-85, Т-54 и Т-55, но на этот раз количество машин двух последних типов было доминирующим. Боевые действия начались 20 июля 1977 года вторжением больших танковых сил в провинцию Харэге. Напомним, что ударная часть сомалийцев состояла в основном из танков Т-34-85. Быстро прорвав непрочную эфиопскую оборону им удалось захватить большую часть спорной территории, но к середине сентября наступление выдохлось. Как можно догадаться, армия Сомали была на 100% укомплектована советской техникой, а обслуживать её и доставать запасные части было уже негде. Если в начале войны сомалийцы не брезговали ремонтом трофеев, то через два месяца им приходилось бросать собственную технику. Что случилось с сомалийскими и эфиопскими Т-34-85 после войны догадаться нетрудно.

Если во времена поддержки со стороны СССР эта техника ещё сохранялась в достойном виде, то к концу 1980-х гг. почти все “тридцатьчетверки” пришли в полную негодность. Оценить сейчас и состояние весьма трудно – Сомали уже более 20 лет входит в тройку стран не рекомендуемых к посещению с любой целью. Т-34 заносило и еще южнее. Они приняли участие и в войне в Анголе. По западным данным, первые Т-34-85 поступили в отряды ФАПЛА (армия Анголы) в 1975 году, еще до формального провозглашения независимости страны. В 1976 году туда были доставлены 85 танков этого типа, которые приняли участие в боях с отрядами движения УНИТА и частями армии ЮАР. При этом они весьма эффективно использовались против юаровских бронеавтомобилей "Панар" AML-90. Несколько танков впоследствии оказались в распоряжении повстанцев в Намибии, где они участвовали в боевых действиях против войск ЮАР в 1981 году. При этом часть танков была подбита огнем 90-мм пушек бронемашин Ratel-90, а ряд из них — захвачены частями ЮАР. Имеется информация о том, что часть танков Т-34-85 до сих пор находится если не в эксплуатации, то по крайней мере на хранении в армиях некоторых африканских государств.

Вот данные, нарытые мной в Википедии: Гвинея — 30 Т-34-85, по состоянию на 2010 год. Гвинея-Бисау — 10 Т-34-85, по состоянию на 2010 год. Республика Конго — некоторое количество Т-34-85 на хранении, по состоянию на 2010 год. Мали — 21 Т-34-85, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2010 год. Намибия — некоторое количество Т-34-85, боеспособность которых находится под вопросом, по состоянию на 2010 год. Что ж, как уже говорилось, пока пушка стреляет, двигатель заводится а броня не проржавела - танк все еще остается танком. А что еще в Африке нужно.




 Джерело: http://warday.info/