Чи станемо ми прикладом нової цивілізації, незважаючи на усі випробування? Острів Хортиця. Провидение редко дает прямые сигналы. Постигая историю будущего, мы ищем в нашей повседневной жизни детали, претендующие на то, чтобы называться тенденциями.
С какого чуда они поменяли гражданство, чтобы заниматься реформами у нас? Что так привязало бывшего президента суверенного государства к Украине, что он решился рискнуть именем и имиджем, и возглавить Одесскую область? Почему вся Европа и Америка с таким завидным терпением возятся с нами, защищая от московского ига и спасая от экономического коллапса? Понятно, почему возятся с Грецией – это, можно сказать, колыбель западной цивилизации… Может быть, и мы где-то недалеко, может, и у нас заваривается нечто цивилизационное? Взяться бы за этот вопрос философам и социологам, попытаться преодолеть аберрацию близости, увидеть за деревьями лес! И если возьмутся, то сразу вспомнят слова известного американского историка Фелипе Фернандеса-Арместо о том, что страны, становившиеся центрами цивилизации, завоевывали мир не силой оружия, а теми своими ценностями, которые привлекали к ним умы и сердца окружающих народов. Потеря же привлекательности вела к оттоку мозгов и ослаблению воли, а потом – и закату цивилизаций.
За пятьсот лет до нашей эры города-государства Эллады казались персам малозаметным прыщом на теле гигантской империи царя Дария. Но империя сгинула бесследно, а эллинистический мир, прожив тысячу лет, будоражит нас своими идеями и свершениями и поныне. А в ХVI веке небольшая провинция на окраине великой Испанской империи – Нидерланды захотела свободы и демократии. И герцог Альба, подписавший 18 тысяч смертных приговоров и говоривший, что «бесконечно лучше путем войны сохранить для Бога и короля государство обедневшее и даже разоренное, чем без войны иметь его в цветущем состоянии для Сатаны и его пособников еретиков» – этот герцог и вся испанская империя оказались в глубоком прошлом. А с Нидерландов, собственно говоря, и началась, либерально-демократическая Европа. Как бы ни зверствовала Россия в Украине, не желая отдавать ее «цветущую еретикам», как бы ни пугала ядерным кайлом, вся эта Московская «цивилизация» (если таковая есть) давно перестала быть привлекательной для окружающих ее народов. За последний век, от нее удрали все, кто только мог.
А оставшиеся (вроде Беларуси с Казахстаном) впали в цивилизационную кому – от страха вторжения – и уйдут, как только подвернется случай. Чем же может привлечь израненная, балансирующая на грани дефолта Украина? Ни высоким уровнем жизни, ни экономическими перспективами, ни показательной честностью чиновников похвастаться не можем. Философы и социологи снова обратятся к классикам и вспомнят Арнольда Тойнби, который в книге «Постигая историю» учит: нарождающиеся цивилизации привлекают ойкумену нестандартными ответами на встающие перед ними вызовы. Чем с большим числом вызовов сталкивается народ или группа народов – вызовов климатических, военных, социальных, экологических, чем многочисленнее окажется поколение людей, способных выстоять в этих испытаниях, и чем мощнее будет их реакция, тем больше шансов у страны стать цивилизацией. Выдающийся мыслитель митрополит Антоний Сурожский сказал об этом по-другому: богоизбранным становится не тот народ, который возвышен, а тот, который унижен и тяжелее всех страдает. Стоит ли перечислять, сколько испытаний выпало на долю нашего народа, сколько войн, революций, казней, голодоморов и экологических бедствий? Сколько раз и память о нем, казалось, была стерта из истории, и сколько раз он возрождался.
Любимый философ Путина Сергей Переслегин в начале двухтысячных должен был признать: украинцы так отчаянно боролись за свою государственность, что заслужили ее. Да, заслужили. Государственность. Но стать цивилизацией? Не слишком ли заносит авторов? Вот тут философы и социологи должны вспомнить о популярной сегодня теории множественности цивилизаций. Согласно которой стать таковой может почти каждая страна. Есть в мире страны-цивилизации: Япония, ответившая еще в XVI веке на вызов неизбежной экологической катастрофы уникальным природоохранным экспериментом сегунов клана Токугава, или Эфиопия – христианское африканское государство, выстоявшее перед вызовами исламского окружения и христианского раскола, Израиль, вернувший государственность почти через две тысячи лет. Есть и совсем маленькие, островные государства-цивилизации. Их вспоминает в своих книгах знаменитый историк и путешественник Джарред Даймонд. В одном, народы файу вот уже несколько столетий ведут кровопролитные междоусобные войны только потому, что у них (к изумлению европейцев) напрочь отсутствуют какие-либо политические и социальные механизмы мирного разрешения споров! Другая мини-цивилизация – Тикопиа – наоборот, вот уже три тысячелетия живет практически без войн и революций (последний вооруженный конфликт датируется XVII веком), благодаря уникальной системе ограничения народонаселения.
Методы эти, на взгляд европейца, дикарские – включающие и умерщвление младенцев, и добровольные самоубийства – зато тут никогда не было голодомора, все решения принимаются консенсусом, и остров похож на обильно плодоносящий сад. Нет предела цивилизационному многообразию в нашем мире! И не проблема стать страной-цивилизацией, изолированной от мира, врагов и мировых империй. Подвиг – это стать «стержневой страной» (по терминологии Хантингтона) нарождающейся цивилизации. Той, за которой потянутся народы, разочаровавшиеся, с угасшей пассионарностью и мечтательной ленью в умах, те, кому, чтобы воспрянуть, нужен пример и призыв. И такой шанс у Украины есть. Залог этому, как ни удивительно, – то неустойчивое состояние вечного кризиса, в котором пребывает, находясь на самом разломе цивилизаций, наш народ. Желающие углубиться в вопрос обязательно вспомнят слова того же Хантингтона о том, что у любой страны, разрываемой центростремительными силами нескольких мировых цивилизаций, есть три пути: либо быть силой захваченной одной из сторон, либо быть расколотой, либо самим занять место «стержневой страны» и начать строить новый цивилизационный дом.
Мы не одни такие на планете. Выбор стоит и перед Турцией, колеблющейся между Западом и миром ислама, и перед Ираном, не нашедшим себя в арабском окружении. И (в перспективе) – перед Белоруссией, еще спящей, но неминуемо увидящей себя на цивилизационном распутье. Центром какой цивилизации могла бы стать в будущем Украина? Окиньте взором карту Восточной Европы – возможности безграничны. Это и забытый формат тройственного союза Польши, Литвы и Украины. Или – Причерноморье – где нашими союзниками будут Молдова, Грузия, и, мы уверены, Крым. Украина не самая благополучная и не самая интеллектуально продвинутая страна в этой компании, и, казалось бы, смешно ожидать от не лидерства. Но (вспомним Тойнби) главное – пример достойного ответа на исторический вызов. А вызов этот сегодня виден всем. И то, что происходит – это только начало пути. Для того, чтобы обрести прочность страны-цивилизации нужно очень много предпосылок. Первое, это своя цивилизационная история. Вы думаете, это чисто из интереса Россия тратит невероятные усилия, пытаясь отнять у нашего народа право считаться наследниками Киевской Руси? До появления на мировой арене государства Украина на российские исторические мифы и претензии смотрели сквозь пальцы.
Но цивилизационный дух Киевской Руси как европейского государства, сохраненный Великим княжеством Литовским и Русским и вызревший в демократических вольностях, передовых науке и культуре древнего Киева и Львова, все явственней выталкивает Россию на обочину Европы, в объятия ее действительного, а не вымышленного прошлого – как улуса Золотой орды. Ведя свою страну в Китайскую цивилизацию, Путин подсознательно освобождает место на карте европейской истории для Украины. Второе – своя религия. И нам кажется, процесс ее рождения уже идет. Ситуация у нас – уникальна. Есть греко-католическая церковь – как оторвавшаяся от православия, но не пришедшая до конца в католицизм. Рядом поднимается Украинская православная церковь Киевского патриархата, за 25 лет безвозвратно разошедшаяся с Московским православным фундаментализмом. И если говорить о грядущем объединении церквей, то именно этих двух. С тем, что на их основе родится новая религия. Не сегодня, возможно – через полвека…
Третье – своя письменность. Не язык – а письменность, алфавит. Читая на кириллице, мы не выйдем из орбиты «русского мира». А ведь смешение латыни, греческого и церковнославянского исторически отличало ученых и философов допереяславской Украины. Украинское общество экспериментировало с письмом – и в летописи Самовидца и в картинах Нарбута. Почему бы не вернуться к этим экспериментам? Не стоит бояться того, что латино-кириллический микст не будет понят окружающими. Европа и кириллицу не понимает. А Росия хоть и пишет теми же буквами, но о вещах для нас чуждых. И потом, Кирилл и Мефодий просто экспериментировали, неужели мы не способны повторить этот опыт? И, наконец, образ жизни, самобытность общественного устройства. Безусловно, изучая эту сторону вопроса, социологи и философы должным образом оценят значение Майдана, добровольческого и волонтерского движений, как феномена украинского гражданского общества.
Выдающийся психолог Роберт Дилтс назвал бы его обществом героев. По мнению ученого, пассионариев («чемпионов») и «героев» отличает существенная черта. «Герой, – отмечает Дилтс, – это, в общем, нормальный человек, который призван жизнью к действию в экстраординарных обстоятельствах. Чемпион – это человек, борющийся за некий идеал, который он считает правильным путем, правильной картой мира. А все, кто против этого идеала, – враги». Все тот же вызов и ответ на него. Обычные, ничем не примечательные в мирное время люди в нужный момент вышли на защиту Майдана, ответив на призыв и отдав за нашу свободу свои жизни, встали во главе добровольческих батальонов, развернули военную логистику, покруче дипломированных специалистов и, когда придет время, вернутся к своим прежним занятиям. Это – интереснейший цивилизационный срез общественной психологии, «воспетый» и Шпенглером, и Тойнби, и Фукуямой. Кто знает, может быть, именно он и придает нашему народу тот неповторимый шарм, который в сегодняшних условиях выводит украинцев на первые роли в цивилизационном процессе… Конечно, цели «цивилизации укров» еще предстоит сформулировать. И нет никаких гарантий – ведь так легко остаться ничем, лопнуть как мыльный пузырь. Вся история Земли покоится на осколках несбывшихся цивилизаций. Потому считайте этот опус провокацией, побуждением к познанию истории нашего будущего, тем самым призывом, который должен породить героев.И еще. Как писал Арместо, «залог цивилизационной перспективы – это вера в свое великое будущее». А потому не обращайте внимания на тех, кто ехидно скажет: снова превращают Украину в родину слонов.
Слонов – не слонов, но когда-то на территории нынешней Украины уже произошло одно событие, изменившее ход истории наравне с открытием огня и изобретением колеса. Процитируем в последний раз все того же Арместо. Вот что он пишет в своей книге «Цивилизации»: «…В середине пятого тысячелетия до н.э. в поселении Средний Стог в среднем течении Днепра, где река течет на восток (это рядом с островом Хортица! – авт.), всадники оставили груды мусора, полные конских костей. Это были ПЕРВЫЕ известные люди, кому удалось одомашнить лошадь». Первые. Всадники. Уже не первый год это наше первенство оспаривают и в России, и в Казахстане. Ну что ж, посоревнуемся! Главное, что мы были и, нет сомнения, будем на коне…
Евгений Якунов
Джерело: http://patrioty.org.ua/