О том, почему страны "Большой двадцатки" решили усилить борьбу с уклонением от уплаты налогов, будущем офшоров в мире, почему нельзя сравнивать Россию и Украину и неизвестности, которая грозит РФ после краха режима Владимира Путина,
Сообщает http://news.online.ua/ рассказал российский финансист и блогер Слава Рабинович.
— С чем связано принятое в этом году на встрече "Большой двадцатки" решение к июлю 2017 года подготовить черный список стран, которые не обмениваются налоговой информацией, и в отношении которых будут применяться "защитные меры"?
— Ясно, что страны "Семерки", которые входят в "Большую двадцатку", сотрудничали по вопросу налогообложения и раньше.
И особенно плотно начали работать с середины 1990-х годов. Это вызвано тем, что мир очень быстро движется в сторону глобализации. Так как это давний тренд, то и остальные страны G20 начали двигаться в том же направлении, что и "Большая семерка". — Представители РФ тоже были на встрече. — Да. Россия входит в G20. Но у РФ есть одна большая дефективность. Россия подписалась под различными соглашениями по борьбе с коррупцией и движению в направлении прозрачности. Но парламент РФ до сих пор не ратифицировал некоторые важные международно-правовые антикоррупционные акты (например, третью, главную антикоррупционную конвенцию мирового права — Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года).
Дума не хочет ратифицировать законы об обязательной отчетности чиновников — декларировании доходов (и их источников) чиновников в сравнении с их тратами. Последние годы было большое количество скандалов со многими чиновниками в контексте разоблачения различных схем коррупции, нелегальных доходов и уклонения от уплаты налогов. Мы также помним и такие международные вещи, как Викиликс и Панамагейт, которые, в том числе, касаются и России. — Наступление на непрозрачность — это объективный процесс или воля политических лидеров "Большой семерки"?
— Эти две вещи нельзя отделить. Капитализм так устроен, что периодически наступают кризисы, в том числе и финансовые. Они очень существенно влияют на здоровье государственных, региональных и муниципальных финансов, задолженности стран и их различных административных образований. Задолженность порой большая. Поэтому во многих странах серьезно думают не просто об увеличении налоговой базы (а иногда — и об увеличении самих налогов), но и о конкретной собираемости налогов. Для многих правительств увеличение налоговых поступлений становится приоритетом. Соответственно, если не вдаваться в различные популистские разговоры о долге США, в том контексте, как это любят разнообразные интернет-тролли, то проблема госдолга существует, и никуда не делась. Если государственный долг США немногим превышает 100% ВВП, то есть страны, где государственный долг больше 200 и 300% ВВП. У большинства стран серьезные долги, поэтому увеличение собираемости налогов должно частично решить эту проблему.
— В таких странах как Украина или РФ возможно долгое планирование? Похоже, что каждый год придумывают какой-то стратегический план, который забывают после выхода следующего плана. — Украину и Россию все же сравнивать трудно.
По крайней мере, Украину после Евромайдана и нынешнюю РФ. Представьте себе нынешнюю Россию в качестве Украины 2000 года с точки зрения хронологии лет. И вот сейчас, в 2016 году, всё тот же Леонид Кучма дает команду сегодняшнему министру экономики Украины разработать план, который будет лучше плана предыдущего министра середины 2000-х. Это как сейчас Путин поручил создать план развития экономики, альтернативный плану Алексея Кудрина (экс-министра финансов и замглавы правительства РФ, занимал эти посты с 2000 по 2011 годы, — ONLINE.UA). Звучит как абсурд, да? Да так и есть — этот абсурд и есть в России, здесь и сейчас. — Но какой план возможен? Что-то наподобие "плана Полсона" в США (разработанного для преодоления последствий финансового кризиса 2008-2010 годов, — ONLINE.UA)?
— Возможно, но для этого нужно, чтобы не было режима Путина и его ОПГ, а президентом стал человек, в команде которого буду я или подобный мне. Когда это будет? Никому не известно. Потому что неизвестно, что будет после крушения режима Путина. Путин уничтожил институт честных выборов и институт сменяемости власти. Поэтому никто не может предсказать, что теперь будет. — Какое будущее у офшоров? — Офшоры никуда не денутся. В понимании американских инвесторов и Канада является офшором. С точки зрения налогообложения, например, Каймановы острова с нулевым налогом на прибыль — нормальный офшор для американских инвесторов.
Более того, большое количество инвестиционных фондов, хедж-фондов, фондов прямых инвестиций и особенно тех, которые работают с недвижимостью на территории США, зарегистрированы на Каймановых островах. Инвесторы, которые там зарегистрированы или инвестируют в фонды, зарегистрированные там, платят налоги, которые нужно платить, в качестве американских налогоплательщиков (или любых других налогоплательщиков, в зависимости от их налогового резидентства). Любой нормальный и чистый офшор, если он не является, в основном, офшором по отмыванию незаконных денег, будет себе и дальше работать. Если вы налоговый резидент какой-то налоговой юрисдикции, то действуйте по правилам той юрисдикции — декларируйте все, что должны, независимо от того, через какие офшоры структурируете свою деятельность. Поэтому офшоры никуда не денутся.
— Каково будущее "грязных денег"? — Они будут все больше и больше погружаться в мышиные норы, за которыми будут охотиться с еще большим рвением. Если раньше такие деньги можно было складировать на условных Багамах, то теперь будут пытаться прятать в более экзотических местах.