пʼятницю, вересня 9

Ад в Шахтерске: трагедия 25-й бригады

25-я отдельная воздушно-десантная бригада, без сомнения, понесла наибольшие потери в личном составе и технике среди десантных частей в боях лета 2014 года.
В трагической истории был и сбитый Ил-76, и сдача техники боевикам Гиркина в апреле, и самый драматичный эпизод — бои за Шахтерск в конце июля. Сообщает http://elise.com.ua/
Развитие ситуации на границе требовало от украинского командования стратегических решений. Однако очень часто допускались грубые ошибки — просто не хватало боевого опыта. Однако за такие просчеты приходилось платить кровью наших солдат.


Карта рейда на Шахтерск

Именно к таким трагическим ошибкам стоит отнести и бои за Шахтерск. Не оценив стратегического значения этого города, командование АТО поставило локальную задачу для 25-й бригады — удержать пригороды для прохождения колонны 95-й бригады для рейдовых действий на приграничье. Однако противник смог собрать все наличные силы, подтянуть немногочисленные «Грады», артиллерию, танки и навязать десантникам на алюминиевых БМДшках уличные бои. Естественно, что в таких условиях реализовать свое преимущество в подготовке десантникам не удалось и они понесли серьезные потери в личном составе и технике. Причем этот факт широко использовала вражеская пропаганда: фотографии и видео с пленными и убитыми, сожженной техникой буквально наводнили все СМИ.
А начиналась операция 26 июля 2014 года. В ней участвовала колонна бригады из 16 БМД-2, зенитно-артиллерийского взвода (3 грузовика с ЗУ-23), артиллерийской батареи (три САУ «Нона» и два 1В119 «Реостат»), а также машин тыла. Всего около 250 человек. Из приданного усиления стоит упомянуть два танка из состава 17-й танковой бригады.
Поначалу операция развивалась достаточно успешно: группа обошла города, один из батальонов смог выдвинуться в район Каменки. Было уничтожено несколько блокпостов. Собственно, тут батальон и остановился на ночевку.


Днепропетровцы на пыльных дорогах Донбасса

На утро десантники выдвинулись в район Шахтерска, попутно уничтожив опорный пункт противника на Могиле Острой. Без боя им удалось занять юго-восточную окраину. Уходившая в рейд в направлении Снежного колонна 95-й бригады оставила батарею гаубиц Д-30, которая разместилась на одной позиции с «Нонами».
Появление десантников не осталось незамеченным, и «министр обороны ДНР» Гиркин — Стрелков для удержания Шахтерска собрал все, что только возможно, сняв «подразделения» фактически откуда только можно — так, по этой причине боевики не смогли удержать Карловку.
Кроме «славянских» частей, в город была направлена бронегруппа и пехота от «Оплота», командир горловского гарнизона Безлер передал две установки РСЗО «Град». Таким образом, можно говорить о том, что против трех неполных рот 25-й бригады были брошены все силы «молодой республики» — как минимум 600 человек, танки, БМП, «Грады», батарея гаубиц Д-30. По донбасским меркам июля 2014 года это было очень много.


Тем более, что большая часть боевиков (особенно те, кто вышел с Гиркиным из Славянска) были крайне мотивированными и имели боевой опыт. К тому же тогда в рядах боевиков было уже немало россиян с опытом чеченских войн.
Подтянув силы, противник развернул активные боевые действия, начались уличные бои. При этом, имея некоторое количество 82-мм минометов (которые постоянно «кочевали») и 120-мм минометов и заняв господствующее здание (16-этажку), откуда эффективно корректировали огонь гаубиц, установленных прямо на главной площади города, боевики смогли навязывать свою тактику десантникам 25-й бригады.


Артиллерия боевиков ведет огонь прямо с главной площади Шахтерска

За короткое время была накрыта батарея «Нон», уничтожена БМД (экипаж не успел отогнать машину из-за начавшегося рядом пожара). Хотя погибших в этих боях было относительно мало, однако количество раненых просто зашкаливало: за три дня боев их было около 60 (фактически каждый четвертый, если не третий).
При этом поддержка артиллерии сектора была крайне ограниченной, так как все позиции боевики размещали в жилом секторе. К тому же, кроме артиллерийских позиций, наносить удары было не по чему — хотя у боевиков было несколько танков и БМП, однако они не принимали участия в уличных боях — только пехота.
Из-за большого количества раненых пришлось искать возможности для проведения колонн. Первый прорыв был осуществлён 28 июля с общим направлением на север, второй — на следующий день в неожиданную для противника сторону — в направлении Благодатного. Не ожидавшие такого развития ситуации боевики на блокпосту на переезде оказались беззащитными перед танком и парой БМД, которые неожиданно атаковали их, уничтожив большое количество личного состава противника. Сразу после рывка по дороге на Благодатное ушёл «Урал» с ранеными.


Сгоревшие БМД-2 1-го батальона

Однако после рейда 95-й бригады и выхода приграничной группировки смысла оставаться в Шахтерске не было. Тем паче, что снабжение становилось все более проблематичным. Замполит 1-го батальона майор Сергей Шмыгля вспоминал: «Колонна остановилась на какой-то улице, и в этот же момент террористы знали, где мы. А артиллеристу несложно привязаться к какой-то местности. Если колонна останавливается больше, чем на полчаса, её сразу расстреливают. Очень трудно воевать, если все вокруг против тебя. Колонну трудно скрыть — это большие машины, грохот».
Командир батальона майор Мойсюк решил выходить в сторону трассы Торез — Шахтерск для занятия выгодных позиций за городом и перерезания этой стратегически важной артерии. Это, как показали дальнейшие события, было неоднозначным решением, так как для этого колонне потребовалось пройти фактически через весь город, причем во враждебном окружении, когда из каждого окна стреляли….
В итоге на прорыв пошли 12 БМД-2 (одну машину из-за технической неисправности пришлось бросить, еще одну — тянули на прицепе). Сведений о противнике не хватало, как и места в колонне.


Результаты боев непосредственно в городе.

Ранним утром 31 июля 2014 года днепропетровские десантники пошли на прорыв. Однако количество боевиков еще увеличилось, буквально накануне прибыли подкрепления из Харцызска, Иловайска, Ханженково и Кутейниково, и поэтому прорыв превратился в избиение.
Практически сразу была уничтожена половина 1-й роты (командир — капитан Лунев), шедшая в голове колонны.
Однако наиболее трагически сложилась судьба 3-й роты (командир — капитан Казак). Она шла в тыловом прикрытии и оттянулась на 400 метров.
Проскакивая последний перекресток на окраине города, рота наткнулась на единственный танк боевиков, который практически в упор стал расстреливать БМДшки. Первым же снарядом была уничтожена БТР-Д, шедший следом БМД, уворачиваясь от танка, вылетел с дороги и разулся, потеряв гусеницу. Хотя экипаж и десант смогли уйти (позже были эвакуированы разведчиками 8-го корпуса), но практически целая машина досталась врагу.
«31 июля колонна вышла из под обстрела, но было несколько машин, которые там и остались. Было прямое попадание в машины. У нас тогда были большие потери. Ребята подбирали, кого могли, — раненых, убитых. Привязывали тела к машинам ремнями и так вывозили, чтобы хоть похоронить по-человечески, а тех, что попали в плен, просто у обочины дороги и позакапывали. Затем их удалось со временем обменять. Более 30 раненых. Но никто не убегал, забирали под пулями погибших. Всех пытались вывезти», — вспоминает майор Шмыгля.
Понятно, что ни о каком перерезании трассы речь не шла, и по согласованию с командованием группа отошла на Благодатное. По первоначальным данным, считалось, что 20 человек погибли, 13 числились пропавшими без вести (при этом на тот момент ничего не было известно об экипаже БМД-2 3-й роты). Впоследствии четырех бойцов (трех из Шахтерска и одного, захваченного в плен в другом столкновении) удалось поменять на 8 боевиков, которых вывезли во время выхода. Десять так и остались без вести пропавшими, которые потом были определены как погибшие. Еще двое бойцов погибли в окрестностях Шахтерска 1-2 сентября при попытке вытащить выходивших из города бойцов 3-й роты.


Подбитый БТР-Д, в котором погибло большинство десантников в ходе прорыва 31 июля

Потери противника оценить сложно, но на сегодняшний день в пофамильных списках, которые составляют энтузиасты, учтено 14 боевиков, погибших в ходе боев за Шахтерск 27— 31 июля. По всей видимости, это число не окончательное и, возможно, в будущем возрастет.
Потери десантной техники оцениваются по фото- и видеодоказательствам в 5 БМД-2 (из них одна захвачена противником), 3 САУ «Нона», 1 БТР-Д, 1 1В119 «Реостат», а также 1 зенитная установка ЗУ-23-2.
На сегодняшний день потери личного состава 25-й бригады в ходе боев за Шахтерск согласно данным ресурса «Книга памяти погибших за Украину» составляют 22 человека погибшими:
1. Старший лейтенант Градиский Владимир Николаевич
2. Старший лейтенант Федоряка Петр Викторович
3. Старший лейтенант Шатайло Михаил Сергеевич
4. Лейтенант Джубатканов Артем Владимирович
5. Старший сержант Халин Владимир Александрович
6. Сержант Жуков Антон Вячеславович
7. Сержант Матусевич Виталий Олегович
8. Сержант Симоненко Дмитрий Николаевич
9. Младший сержант Сердюков Евгений Сергеевич
10. Младший сержант Иванов Виталий Александрович
11. Старший солдат Гордиенко Виталий Олегович
12. Старший солдат Акимов Дмитрий Анатольевич
13. Старший солдат Каминский Антон Александрович
14. Старший солдат Никитин Ростислав Олегович
15. Старший солдат Бригинец Александр Викторович
16. Солдат Сочев Александр Леонидович
17. Солдат Ковтун Станислав Григорьевич
18. Солдат Седов Алексей Алексеевич
19. Солдат Болтушенко Андрей Владимирович
20. Солдат Посохов Дмитрий Викторович
21. Солдат Трегубчак Станислав Олегович
22. Солдат Самышкин Владимир Борисович

Пишет Михаил Жирохов, «Фраза»