неділю, березня 29

Крим. Рік анексії. Хто виграв і хто програв



16-18 марта 2014 года, ровно год назад, была официально оформлена аннексия Крыма.

16 марта состоялся т.н. "референдум" о независимости полуострова, на следующий день Россия объявляет о признании "независимости" Крыма.
 А уже 18 марта с максимальным пафосом в Москве подписывается соглашение о вхождении полуострова в состав России. Владимир Путин произносит свою знаменитую крымскую речь, в которой только ленивый не видел аналоги с речами Гитлера времен аншлюза Австрии и присоединения Мемеля (Клайпеды). Практически все мировое сообщество не признало аннексию Крыма. Но де-факто, к сожалению, она состоялась и изменение ситуации возможно только со сменой режима в России, поскольку полуостров уже превращен в большую военную базу. Прошел уже год и можно подводить определенные итоги о том, насколько изменилась жизнь Крыма, и о том, кто выиграл или проиграл вследствие аннексии. Українські Новини проанализировали изменения, коснувшиеся основных социальных слоев крымского общества. Чиновники Судьба политической элиты АР Крым после аннексии сложилась по-разному. Первые лица в Крыму времен Януковича – бывший премьер Анатолий Могилев и бывший градоначальник Севастополя Владимир Яцуба покинули Крым и живут в Украине в качестве политических пенсионеров. Причем Могилев не раскрывает свое местонахождение, а Яцуба летом 2014 года уже успел стать фигурантом ДТП в Днепропетровской области. К счастью, обошлось без погибших.
 Что касается костяка команды Могилева, то в своей основе она осталась в Крыму, но большинство из них уже не входит в органы власти. Их места заняли люди приближенные к нынешнему оккупационному главе полуострова Сергею Аксенову. А бывшие топ-чиновники Крыма, как, например, зам Могилева Павел Бурлаков, сохранили за собой основную часть своего бизнеса. И альтернативы в виде возвращения на Донбасс у них уже нет. Бывший премьер АР Крым Анатолий Могилев. Фото: lesovod.org.ua Что касается более низовой части крымских регионалов, которые и составляли костяк как крымского парламента, так и местной власти на полуострове – то они в большинстве своем сменили вывеску с "Партии регионов" на "Единую Россию", и продолжают политическую деятельность. Так, в основном из бывших регионалов, российские власти назначали как глав горсоветов, так и глав местных горадминистраций. Теперь эти люди ориентируются и зависят от Сергея Аксенова и его команды. Но необходимо понимать, что если во времена Януковича первые люди Крыма входили в обойму украинского Президента, то сейчас политическое расстояние к их теперешней столице – Москве увеличилось до космических масштабов. Пока Аксенов при власти, но он полностью зависим от воли и настроения Кремля, и одним движением пальца российская верхушка может изменить политические расклады на полуострове. И регионалы, которые раньше были фигурами на шахматной доске полуострова, понемногу становятся пешками. Они еще на доске, но в любой момент ситуация может измениться. А уж о какой либо самостоятельной игре говорить даже не приходится.
 Военные Из 18 тыс. украинских военных 14 тыс. остались на полуострове. Нельзя с уверенностью сказать, что все из них поступили на службу в российскую армию. Возможно, некоторые крымчане в украинской армии не захотели оставлять родной регион, и перешили на "гражданку". По разным оценкам на полуострове находится от 30 до 40 тыс. российских войск. Российское руководство не скрывает, что Крым для них важен в первую очередь как военная база. Высшие должностные лица России, такие как министр иностранных дел Сергей Лавров постоянно настаивают на праве России разместить на полуострове ядерное оружие. "Мы превратили Крым в крепость",- откровенно говорит российский президент Владимир Путин. В такой ситуации военные, как и силовики в целом остаются материально одной из наиболее финансово обеспечиваемых слов крымского общества. Зарплата российских военных, как минимум, в 3-4 раза больше чем в украинской армии. Вот только "перебежчики" вряд ли смогут рассчитывать на заметную карьеру в российской армии, запись – "сменил присягу в 2014 году" - навсегда останется в их личном деле. Крупный бизнес Оккупационные власти почти сразу взяли под свое контроль государственные стратегические предприятия, такие "Черноморнефтегаз", Крымгаз, Крымавтотранс, Крымпотребсоюз, аэропорты и железную дорогу, а также предприятия оборонно-промышленного комплекса (например, "Море"), машиностроения ("Фиолент") и агрокомплекса ("Массандра"). Причем "национализировано" было не только государственное имущество, но и собственность крупных украинский бизнесменов. Практически сразу пострадал Константин Жеваго, у которого отобрали судостроительный завод "Пролив", Сергей Тарута лишился дворцово-паркового комплекса "Айвазовское", полностью своего имущества в Крыму лишился Игорь Коломойский (отделения Приватбанка, АЗС, недвижимость). Что касается активов Рината Ахметов – крымский филиал "Укртелекома" и электрораспределительная компания "Крымэнерго" - то решение об их "национализации" было принято только в январе 2015 года. 

Стоит отметить, что т.н. "национализация" проводилась в виде банального захвата, нередко с помощью "крымской самооброны", которая получила в Крыму официальный статус и управляется непосредственно Аксеновым и его командой. Некоторый крупный бизнес был вынужден перерегистрироваться согласно российскому законодательству и продолжает работу. Так, Group DF зарегистрировал соответственно с требованиями российских властей Крымский содовый завод в Крыму, чтобы сохранить работоспособность компании. Ведь если бы юридический адрес, по примеру "Крымского Титана" был перенесен в Киев, то "Крысода" могла бы потерять право на разработку необходимого сырья на полуострове. Полностью прекратили работать на полуострове украинские банки. Это было сделано по требованию украинского Нацбанка. Часть банков сумели продать свое имущество (вряд ли по адекватным ценам), часть активов была "национализирована". Из крупного украинского бизнеса продолжают работать на полуострове агрокомпании и ритейлеры, ведь цены как на продукты, так и на бытовую технику в Крыму выше, чем в Украине). Но в главных украинских офисах таких компаний наотрез отказываются сообщить подробности такой деятельности, пытаясь как сохранить свой бизнес на полуострове от "национализации", так и не попасть под санкции украинских властей за "сотрудничество с оккупантами". Что касается крупных международных компаний, то они прекратили работу в Крыму сразу же после аннексии (как "Макдональдс"), либо продолжают работать на полуострове через российские представительства, но не открывая офисы непосредственно на полуострове. Пока Крым будет находиться под международными санкциями никакие новые инвестиции от международных корпораций не придут на полуостров. Не работают в Крыму и международные платежные системы. Инвестиции могут идти только со стороны российского бизнеса, но и тут многие крупные компании не хотят официально заходить на полуостров, чтобы не ставить под угрозу свои активы на Западе. В Крыму так официально не работают ведущие российские телеком-операторы и вся двадцатка крупнейших российских банков (кроме банка "Россия", который уже и так находится под западными санкциями).
 Средний и малый бизнес Достаточно драматична ситуация со средним и малым бизнесом. Бизнесмены попали в водоворот законодательных изменений и перерегистраций, связанных с аннексией полуострова. Любые подобные процедуры позволяют властям создавать проблемы бизнесменам, которые не достаточно сговорчивы. Это вполне может завершиться отъемом бизнеса. Гораздо сложнее предпринимателям стало работать со своими контрагентами на материковой части Украины, разрушились наработанные годами торговые связи. Также не способствуют развитию предпринимательства проблемы с доставкой товаров в Крым и отсутствие на полуострове украинских банков и международных платежных систем. Отдельно необходимо сказать о главной сфере бизнеса на полуострове - туризме. В 2014 году по официальной статистике крымских властей на полуостров посетили 2,3 млн туристов, тогда как в 2013 году их было почти 6 млн. Независимые источники называют еще более скромную цифру – 1,4 млн туристов. Практически не посещают Крым украинцы и зарубежные туристы по понятным политическим мотивам. Практически все приехавшие – россияне. Но и последние не спешат ехать в Крым как из-за транспортных проблем, так из-за низкого уровня сервиса на полуострове. Власти пытаются спасти ситуацию за счет государственного заказа – значительная доля отдыхающих - обладатели социальных и профсоюзных путевок, также массово отправляли на отдых в Крым сотрудников российских силовых структур. А поведение отдыхающих по социальным и профсоюзным путевкам значительно отличается от поведения туристов, которые самостоятельно выбирают отдых. Они более организованы и тратят меньше денег во время отдыха. Таким образом, доходы и перспективы владельцев малого бизнеса в сфере обслуживания безрадостны. Кто может себя чувствовать достаточно вольготно, так это предприниматели, которые работают с военными или силовыми структурами. Но их не так много и "случайных" людей среди них встретить удается очень редко.
 Бюджетники и пенсионеры Пенсионеры и бюджетники с самого начала были основной социальной базой, которая поддержала аннексию Крыма. Это объясняется как небольшими размерами украинских пенсий и бюджетных зарплат, так и тем, что именно пенсионеры, среди которых много военных, всегда ностальгировали по советским временам и никогда не были полностью лояльны украинскому государству. Большую роль здесь сыграла российская пропаганда. Впрочем, справедливости ради, необходимо сказать, что Украина за 23 года практически ничего не сделала, чтобы привлечь их на свою сторону. И пенсионеры, и бюджетники в большинстве своем с восторгом восприняли аннексию полуострова, если не сказать больше. Одна из причин этого восторга – более высокие российские пенсии и бюджетные зарплаты. В какой-то мере их ожидания оправдались. Пенсии повысились. Средний размер пенсии в Крыму составляет 10,6 тыс. рублей (около 3,8 тыс. гривен). Для сравнения – в Украине это показатель с трудом перевалил за 1,6 тыс. гривен. Зарплаты работников бюджетных учреждений разняться – они могут составлять и 6-8 тыс. рублей, а могут и приближаться к 20 тыс. рублей. Например, школьный педиатр получает 5800 рублей, патологоанатом получает уже больше 13 тыс. рублей, а анестезиолог – более 16 тыс. рублей. Относительно высокие зарплаты в Крыму, по официальным данным, у учителей. Вместе со всеми надбавками она может достигать 26 тыс. рублей. В то же время с начала года стала появляться информация о снижении надбавок бюджетникам.
 При этом более высокие зарплаты и пенсии были нивелированы повышением цен вскоре после аннексии, в особенности на продукты питания, а после девальвации рубля во второй половине 2014 года сильно упала покупательная способность крымчан в долларовом эквиваленте. Однако после последней волны девальвации гривны и повышения цен в украинских супермакетах в феврале-марте 2015 года, цены в Киеве и в Крыму по многим позициям практически сравнялись. В итоге можно сделать следующий вывод. Выиграли от аннексии Крыма военные, пенсионеры, и, пусть и с оговорками, но бюджетники. В очевидном проигрыше – бизнесмены и малые предприниматели. То есть социальные слои, которые должны быть мотором общественного развития региона.

Джерело: http://ukranews.com/